Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма»
1 и 2 ноября в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма». В 2022 году конференция была организована и проведена в рамках реализации гранта, направленного на поддержку студенческих научных сообществ государственной программы РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Организаторы конференции: Министерство спорта Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта».
В работе конференции приняли участие более 200 ученых, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, представителей спортивной общественности из городов России: Красноярска, Иркутска, Санкт-Петербурга, Челябинска, Москвы, Сочи, Ростова-на-Дону, Томска, Уфы, Кемерово, Нижнего Новгорода, Майкопа, Якутска, Казани, Воронежа, Омска, а также представители высших учебных заведений Республик Казахстан и Беларусь. Участие в конференции было возможно в форматах очного, заочного участия и в форме онлайн.
На открытии конференции с приветственным словом к участникам обратился проректор по учебной работе ФГБОУ ВО СибГУФК Игорь Александрович Арбузин, отметивший, что проблемы, рассмотренные в рамках научных докладов и дискуссий, определяют вектор развития физкультурно-спортивной отрасли. Директор Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска Владимир Юрьевич Некрасов поприветствовал участников конференции от имени департамента и мэра Омска Сергея Николаевича Шелеста и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество спортивной общественности.
В рамках конференции проведено пленарное и три секционных заседания по направлениям: 1 секция «Олимпизм и олимпийское образование: социально-философские, исторические, психологические и педагогические аспекты», «Социально-философские, управленческие и исторические аспекты физической культуры и спорта» (заслушано 9 докладов); 2 секция «Современные проблемы спортивной подготовки» (на двух заседаниях заслушано 14 докладов); 3 секция «Психолого-педагогические аспекты физкультурного образования и оздоровительно-рекреативной физической культуры» (заслушано 8 докладов); 4 секция «Медико-биологические проблемы совершенствования физкультурно-спортивной деятельности» (заслушано 6 докладов).
На пленарном заседании с докладами выступили молодые ученые: Полина Дмитриевна Пальчиковская, аспирант ФГБОУ ВО СибГУФК (г. Омск.) «Танцевальный спорт в Омской области: прошлое и настоящее». Научный руководитель: д-р культурологии, доцент Т.П. Берсенева; Анна Алексеевна Куксина, студент ФГБОУ ВО СибГУФК (г. Омск) «Соотношение сил в мировом синхронном плавании с учетом санкций российскому спорту». Научный руководитель: д-р пед. наук, профессор В.А. Аикин; Екатерина Вячеславовна Тимофеева, студент ФГБОУ ВО СибГУФК (г. Омск) «Развитие физических качеств спортсменов на основе применения средств подводного регби». Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Е.С. Жукова; Валерий Алексеевич Зирин, аспирант ФГБОУ ВО МГОУ (г. Мытищи) «Социально-психологические причины расставания пар в танцевальном спорте по причине некорректных детско-родительских и родительско-родительских отношений» (онлайн). Научный руководитель: д-р псих. наук, доцент О.А. Овсяник; Екатерина Игоревна Терентьева, магистрант НГУ им. П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург) «Гидропедагогическая коррекция заболеваний позвоночника у детей младшего школьного возраста» (онлайн). Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент К.И. Безотечество.
Всего на конференции участниками представлено 38 докладов. Выступающие продемонстрировали умение вести научную дискуссию, знание специфики проблем исследований, видение перспектив исследовательской работы. Сопредседатели отметили высокий уровень представленных докладов, практическую значимость проведенных исследований.
Сопредседатели секций определили победителей в номинациях «Перспективность научного исследования», «За полноту научных исследований», «За практическую значимость результатов исследования». В каждой секции грамотами отмечены лучшие докладчики.
Секция 1 «Олимпизм и олимпийское образование: социально-философские, исторические, психологические и педагогические аспекты. Социально-философские, управленческие и исторические аспекты физической культуры и спорта»
1. Пащенко Дарья Александровна, студент ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: д-р культурологии, доцент Т.П. Берсенева. Экзистенциальные основания спорта.
2. Нидерквель Андрей Андреевич, магистрант ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Н.В. Рекутина. Формирование олимпийского отношения к спорту на основе ценностей фэйр плэй в процессе подготовки футболистов 5-6 лет.
3. Мерц Екатерина Вадимовна, магистрант ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: канд. пед. наук, профессор Т.А. Кравчук. Анализ спортивно-массовых праздников и физкультурно-оздоровительных мероприятий в открытых городских пространствах города Омска.
Секция 2 «Современные проблемы спортивной подготовки»
1. Гриценко Вадим Владимирович, аспирант ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Н.П. Филатова. Динамика показателей скоростно-силовых качеств футболистов 13-14 лет на этапах годичного цикла при техникоцентрированном подходе.
2. Шерстобитова Ольга Сергеевна, магистрант ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: канд. пед. наук, профессор Б.П. Сокур. Программа "Tennis 10S" и ее внедрение в тренировочный процесс на начальных этапах подготовки теннисистов: комплексный подход.
3. Крамарь Виктор Сергеевич, аспирант ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: д-р пед. наук, профессор В.А. Аикин. Вариативность характера опорных реакций при выполнении старта с тумбы у высококвалифицированных спортсменов.
Секция 3. «Психолого-педагогические аспекты физкультурного образования и оздоровительно-рекреативной физической культуры»
1. Зеленева Вероника Александровна, слушатель факультета ЗОиДО ФГБОУ ВО СибГУФК, инструктор танцевальной студии «MOVEMENT», г. Омск. Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент И.А. Ивко. Организация физкультурно-оздоровительных занятий рекреационной направленности по воздушной гимнастике на кольце для девочек 9–10 лет.
2. Баран Анастасия Дмитриевна, магистрант ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Л.Ю. Башта. Состояние скоростно-силовой подготовленности кадет 5–10 классов.
3. Мусралинова Айжан Хажмуратовна, аспирант ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: канд. биол. наук, доцент Е.С. Стоцкая. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра на физкультурно-оздоровительных занятиях по катанию на роликовых коньках.
Секция 4. «Медико-биологические проблемы совершенствования физкультурно-спортивной деятельности»
1. Ершова Анна Николаевна, магистрант ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: кан. биол. наук, доцент Е.С. Стоцкая. К вопросу о коррекции нарушений осанки средствами лечебной физической культуры на внеурочных занятиях у детей 10–12 лет с церебральным параличом.
2. Леднева Полина Николаевна, студент ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: кан. биол. наук, доцент Е.С. Стоцкая. Особенности физического развития детей 9–11 лет с интеллектуальными нарушениями, имеющими сутулую осанку.
3. Захарова Татьяна Петровна, аспирант ФГБОУ ВО СибГУФК, г. Омск. Научный руководитель: канд. пед. наук И.В. Руденко. Сравнительный анализ показателей вариабельности ритма сердца пауэрлифтеров различной спортивной квалификации на специально подготовительном этапе.
На закрытии конференции всем участникам были вручены сертификаты. По итогам конференции планируется издание сборника научных работ.
Екатерина Мерц, магистрант СибГУФК, участник конференции:
- Практика участия в конференциях и выступление с докладами, несомненно, позволяет получить хороший опыт публичных выступлений. Не менее важно то, что к моменту защиты магистерской диссертации удается презентовать часть материала и получить ценные рекомендации к предстоящей защите как в виде вопросов, так и в форме пожеланий. Хочу порекомендовать обучающимся как можно раньше начать участвовать в конференциях не только в качестве слушателей, но и докладчиков.