Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

   12 2              vk new    obyasnyaem youtube new     Версия для слабовидящих         knopka osnovnaya 111                    10 1
17.11.2024

На связи с наставником. Владимир Анатольевич Аикин

2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Мы продолжаем нашу рубрику – #насвязиснаставником. В ней публикуются материалы о тренерах и преподавателях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Сегодняшним собеседником стал заведующий кафедрой теории и методики водных видов спорта СибГУФК, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Владимир Анатольевич Аикин.

Владимир Анатольевич работает в родном вузе с 1971-го года, пройдя путь от преподавателя до проректора, а под его руководством защищено 10 кандидатских диссертаций.

- Владимир Анатольевич, как Вы оказались в стенах нашего университета в далеком 1971-м году?

- В 1970-м году я окончил ОГИФК, ушел в армию, отслужив, вернулся работать в родной вуз. Начинал работать в качестве преподавателя, мне также сразу предложили работать со сборной командой института. На тот момент ректором был Василий Викторович Громыко, он регулярно посещал бассейн, смотрел, кто как работает. Потом он меня вызвал к себе, и говорит: мы не можем ждать, когда подрастёт молодежь, нам нужны результаты сейчас, ищи молодых перспективных абитуриентов, что мною было сделано. В последующие несколько лет к нам приезжали учиться и тренироваться хорошие пловцы с уральского и сибирского регионов. Мы заняли лидирующее место в Омске и в Сибири: хорошо выступали, выигрывали… Надо сказать, что я работал достаточно увлеченно где-то до 1978-го года. Потом стал проявляться интерес к исследовательской деятельности, а так как в школе увлекался радиотехникой, начал пытаться делать приборы для диагностики функциональных возможностей спортсменов. Это увидел Громыко и предложил заниматься лучше тренерской работой: не надо копошиться и паять электросхемы, с этим результатов не добьешься (улыбается). В общем, стал я это делать параллельно. Затем уже Василий Викторович уехал работать в Москву, в это время я уже занимался кандидатской диссертацией и тренировал ребят. Однажды обратил внимание на рекламу на стенде института Вадима Константиновича Бальсевича о проблемной лаборатории возрастной педагогики. Меня это заинтересовало. Я пришел на очередное собрание этого коллектива и увидел интересную научную дискуссию. Обратился за консультацией к руководителю одной из научных групп – к Виталию Николаевичу Попкову и начал заниматься кандидатской диссертацией. Без отрыва от производства, работая старшим преподавателем, подготовил диссертацию. Очень повезло с научным руководителем, которым был Виталий Николаевич Попков. Выбор места защиты диссертации пал на Киевский институт физической культуры. Там была хорошая научная школа по проблемам спортивного плавания, которую возглавляли Владимир Николаевич Платонов и Владимир Александрович Парфенов. Там успешно защитился.

- Почему именно Киевский институт физической культуры?

- В Москве очередь на защиту была расписана на три года вперед, в Ленинграде – на четыре… В то время было мало диссертационных советов, а в Киеве пришлось ждать всего год! Там я успешно защитил диссертацию в 1983-м году. Я продолжил заниматься сборной командой вуза и сборной области по плаванию, но этот процесс требовал определенной степени вливания денежных средств. Обратился я к Виталию Константиновичу Высоцкому, в то время председателю областного спорткомитета, с просьбой обратить внимание на плавание. Но мне четко было сказано, что комитет обращает внимание больше на классическую борьбу, фехтование, велоспорт и художественную гимнастику. Вот добьетесь результатов на международной арене – тогда посмотрим. В общем, я разочаровался в отношении областного спорткомитета и полностью погрузился в работу на кафедре. Ангелина Антоновна Мелькова, в то время заведующая нашей кафедрой, приняла решение уехать на Урал. Ректор меня пригласил и предложил возглавить кафедру плавания, я не отказался и продолжил заниматься наукой.

- А с какого возраста Вы стали заниматься плаванием и почему именно этот вид спорта выбрали?

- Я родился и вырос в старом Кировске. В то время это был самый хулиганистый район в Омске. Так сложилось, что рос я без отца, а улица требовала хорошей физической подготовки. Наша группа сверстников, с которыми вместе росли, записалась в группу по самбо и боксу. Боксом занимались в подвале училища ГВФ (ныне – летное училище гражданской авиации), а самбо занимались в ДСО «Труд», ездили в центр города к тренеру Василию Андреевичу Попову. Вообще мы были хорошо физически подготовлены от природы. Я быстро стал чемпионом ДСО «Труд» среди юношей и призёром области буквально за небольшой промежуток времени. Василий Андреевич оказался еще и тренером по гребле на байдарках, и как наступило лето, перетащил он нас в детскую спортивную школу №3. Занимаясь летом греблей, а зимой самбо и боксом, физическая подготовка была разносторонней. В гребле мы начали хорошо прогрессировать и удачно выступали на Сибири и на уральской регате. Уже к окончанию школы нужно было определяться, и нас, кто был в сборной области, пригласили в Волгоград, в местный ИФК на кафедру гребли. И одновременно Сергей Михайлович Фрайнд, который был директором омской детско-спортивной школы, сказал: ребята, на следующий год Спартакиада народов РСФСР, нужно быть патриотом своего города и выступить за наш регион. В 1966-м году на базе нашего ИФК открывается отделение кафедры плавания, будете поступать туда. И мы согласились с ним, остались дома. Начали интенсивно на Иртыше тренироваться всё лето. Подали документы, поступили, конечно, в Омский институт, чувство патриотизма в нас, безусловно, было развито очень сильно. Вот таким образом я и оказался на кафедре плавания. Мы тренировались очень много и греблей, и плаванием, и через год я элементарно перетренировался. Врач областного физкультурного диспансера сказал, что мне нужно выбрать что-то одно. Я сделал паузу где-то месяца на три, потом продолжил потихоньку плавать, и греблю тоже не забросил. Мы с другом Евгением Моисеевым на байдарке-двойке на областных соревнованиях выполнили норматив мастеров спорта. Я храню эту грамоту с временем мастера спорта. Но затем получилось так, что наш тренер вошел в серьезный конфликт с местными руководителями спорта. Причина была тривиальная. Результаты у нас стали расти, а денег на обеспечение нормальной спортивной подготовки не выделяли. Тренера пригласили работать в Ростов, и он нас попросту бросил и уехал с большими конфликтами. Мы, конечно же, никаких удостоверений мастерских не получили. В дальнейшем я отошел и от гребли, и от плавания, уйдя в работу тренером в спортивный клуб «Каучук» на базе школы №109 в Нефтяниках. Чуть позже мне предлагают стать директором бассейна. Я умудрялся совмещать должность директора бассейна и тренировал команду спортивного клуба «Каучук» в совершенно свободное от учебы в институте время – я не пропускал занятия и вовремя сдавал сессии!

- Кто под Вашим руководством работал на кафедре в то время?

- За большой период прошло много преподавателей. Я старался создать кафедру из молодых и способных ребят. И это удалось. Под моим руководством были защищены диссертации Ольги Борисовны Галеевой, Елены Сергеевны Жуковой, Валерия Петровича Бачина, Михаила Дмитриевича Бакшеева, Андрея Сергеевича Франченко. Мне конечно повезло. Это очень способные профессионалы. Они до сих пор работают на кафедре, составляя главный её костяк. Валерий Петрович Бачин и Андрей Сергеевич Франченко стали заслуженными тренерами России, подготовив олимпийских чемпионов. На кафедре сложилось научное направление, инициированное профессором Вадимом Константиновичем Бальсевичем в нашем институте. Мы его успешно развили дальше, и через несколько лет я защитил докторскую диссертацию. В это время Валерий Петрович стал работать со сборной командой вуза. У него пошли результаты. Тренер он достаточно способный и творческий! В скором времени его подопечная стала победительницей Спартакиады СССР и победителем международных соревнований. А когда наш студент Юрий Мухин стал чемпионом Олимпийских игр, Валерию Петровичу присвоили звание Заслуженный тренер России. И дальше мы с ним начали размышлять о дальнейшей перспективе. Мы пригласили достаточно способных пловцов, где-то 4-5 человек, и стали думать, как создать современный центр подготовки спортсменов. А для этого нужны были ресурсы, которых опять же никто не давал. Это были 90-е годы. Денег государственных не было. Тогда я подключил Владимира Константиновича Веретено – владельца компании «ОША», он помог выйти на губернатора Леонида Константиновича Полежаева.

- Почему пошли по этому пути?

- Было безрезультатно что-то получить в плане финансирования от городского департамента спорта, от областного спорткомитета, чтобы обеспечить современную спортивную подготовку. Нужно было попытаться найти спонсоров. Мы решили создать олимпийский клуб плавания «Сибирь». Это была общественная организация. Разговор с губернатором имел хорошие последствия. Нас пригласили к его заместителю, где также были приглашены руководители городского и областного спорта и там объявили, что Аикину и Бачину нужно всячески способствовать и помогать, чтобы мы готовились к будущим Олимпийским играм в Атланте в 1996 году.

- Помощь была существенной и успехи подопечных не заставили себя долго ждать?

- Конечно! Денежные средства сразу появились, мы стали готовиться. Еще одним спонсором стала компания «Росар», возглавляемая Иваном Никитичем Багнюком. В четвертом учебном корпусе на четвертом этаже, где жили наши ребята, мы организовали свою столовую. Питание было организовано по высшему разряду! Свежие продукты привозили с рынка, и квалифицированный повар готовил так, как это было нужно для спортсменов. Также в этом же корпусе сделали хорошие комнаты, где проживали наши пловцы. В проблемной научной лаборатории нашего вуза спортсмены регулярно проходили обследования. Питание, необходимые средства восстановления, восстановительная фармакология, экипировка, необходимые учебно-тренировочные сборы – все это способствовало росту спортивных результатов. В итоге отборов Денис Пиманков попадает в сборную страны на Олимпийские игры в Атланту, мы поехали туда тоже. Оттуда мы привозим серебряную медаль, которую Денис завоевал в эстафете! Результат нашей работы был налицо. До этого Юрий Мухин становится олимпийским чемпионом в Барселоне в 1992-м году в эстафете и серебряным призёром чемпионата мира в Риме в 1997-м. Несколько позже, уже в 2003-м году, Иван Усов стал чемпионом мира в эстафете. Дмитрий Чернышов завоевывает награды чемпионатов мира в с 2000 по 2003 годы. Высокие результаты показывают Вячеслав Аминов и Григорий Матузков. Все эти ребята стали заслуженными мастерами спорта. С течением времени, так получилось, что наш клуб распался. Менялись власти, поддержка стала минимальной, позже её совсем не стало. Были варианты найти другого спонсора, но так ничего и не вышло. Всего клуб просуществовал все 90-е годы до начала 2000-х. Это был симбиоз частно-государственного партнёрства. Сейчас можно было начать всё с начала, но… Если раньше к нам ехали из многих городов страны и знали, что у нас прекрасная база и всесторонние условия, то сейчас на местах, начиная с Новосибирска, созданы мощные центры подготовки пловцов, талантливых ребят, конечно, регионы оставляют у себя. Нам это не идет на пользу, но мы всячески стараемся выходить из ситуации и воспитывать новых молодых своих спортсменов.

- Тем не менее, Ваша кафедра продолжает развиваться.

- Безусловно. Высококвалифицированные преподаватели кафедры имеют ученые степени. У нас хорошие успехи в студенческой науке и ряде других важных вопросов. Студенты продолжают радовать и спортивными успехами. Например, выпускница этого года Мария Патласова неделю назад стала трехкратной чемпионкой страны в подводном спорте, установив еще и рекорд мира на дистанции 400 метров. Дальнейшую перспективу будем стараться связывать со спортивной подготовкой и наукой. Спорт высших достижений – это тот маяк, к которому нужно стремиться. Также мы идем по пути аспирантской подготовки: на кафедре три аспиранта, занимающихся диссертационными исследованиями. Так что работа на кафедре продолжается, пытаемся делать её на высоком уровне. Я думаю, что сегодня и университет продолжает развиваться. Развивается наша материально-техническая база. Появился хороший стадион, есть хороший бассейн, скоро будет введен в эксплуатацию ледовый дворец. Для учебного вуза это идеально!

- Также Вы имеете отношение к подводному плаванию.

- Был такой этап в жизни, когда я тренировал сборную вуза, видел, что некоторые ребята, которые уходили из классического плавания, переходили на плавание в ластах. Было какое-то чутьё, что надо обратить внимание на этот вид спорта. Не помню как, но я вышел на Владимира Волкова, мастера спорта международного класса по подводному плаванию из Томска. Пригласил его работать на кафедру, а у нас как раз в институте создался факультет прикладных видов спорта, которые финансировались из бюджета ДОСААФ. На тот момент я как раз отошел уже от пловцов и увидел, что здесь есть какая-то перспектива, прежде всего – финансирование. Приглашая Волкова, я ему пообещал, что команда будет иметь питание, выезд на учебно-тренировочные сборы, экипировку и прочее. Когда он приехал, мы в кратчайшее время создали приличную команду, которая выигрывала абсолютно всё в Омской области, позже появились чемпионы России, СССР, рекордсмены мира. У нас появились новые моноласты, которые делали сами в подвале бассейна из стеклотекстолита! В определённый промежуток времени не было года, чтобы у нас не появлялся мастер спорта международного класса… Технология подготовки сложилась очень хорошая. По срокам это был конец 80-х – начало 90-х годов – пик развития подводного плавания.

- В годы учёбы кого Вы считали своим наставником?

- Конечно, нужно отдать должное Генриху Григорьевичу Третьяку – большой энтузиаст плавания, который сделал очень многое для развития плавания не только в нашем институте, но и в Омской области. Он был заведующим кафедрой с 1967 по 1973 годы. Именно его я и считаю своим наставником. Он дал мне очень многое. Моим научным наставником был и является профессор Виталий Николаевич Попков.

- С кем из известных спортсменов Вы обучались в одно время на кафедре?

- Валера Усов – первый мастер спорта СССР по плаванию среди мужчин из Омской области. Братья Картавых – Юрий и Анатолий. Александр Жайворонок – омский пловец, добивавшийся неплохих результатов. Группа ребят была из Новосибирска, но фамилий сейчас не скажу. Николай Лаптев – кандидат в мастера спорта, хорошим тренером потом стал.

- Что для Вас самое главное в процессе подготовки и работы со спортсменами: принципы, основы, требования?

- Всегда руководствуюсь принципом индивидуального подхода. Были, например, взрослые ребята – с разным уровнем подготовки от разных тренеров. Я старался изучить, что они делали до того, как пришли в вуз: какие объёмы, какие нагрузки выполняли, какие способы плавания были превалирующими. На основании этого я пытался создать индивидуальный подход. Что касается «не навреди», то, конечно, любой тренер вредить своему ученику не будет, иначе результат попросту не придет. Нагрузки я планировал всегда большие, так как только её величество нагрузка способствует повышению результата за счёт изменения адаптационных процессов в организме. Она должна быть адекватной возможностям спортсмена, в динамике она должна постепенно повышаться, чтобы ответная реакция организма потом переросла в спортивный результат. Так что принцип без вреда для подопечного, безусловно, присутствовал, но и принцип достижения максимально высокого результата был во главе угла.

- Правда ли, что плавание – самый полезный вид спорта для человека?

- Что касается оздоровительного плавания, то это почти так. Почему почти? Лично я считаю, что самый полезный вид спорта для организма человека – это гребля. Триада солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья целиком воплощается в этом виде спорта. Тепло, солнечно, вода, свежий воздух… Все гребцы разносторонне подготовлены и физически лучше развиты, чем пловцы. Здесь очень мощный оздоровительный и спортивный эффект. Я вообще, будучи гребцом, прошел без труда все практические дисциплины в институте: третий разряд по штанге на первом курсе, по лыжным гонкам, по конькобежному спорту пробежал 500 метров по третьему разряду. Интересный случай был, когда сдавал зачёт по боксу. Меня сняли за грубое ведение боя (смеется). Моим соперником был мастер спорта по фехтованию, а я его превосходил по рельефу мускулатуры, и когда шла разминка, он подошел ко мне и попросил показать красивую технику, договорились до крови не биться, по-дружески провести зачетный бой. Я говорю – без проблем. В то время в вузе зачет по боксу был очень большим необыкновенным зрелищем. Собирался весь институт! Техника у ребят была на низком уровне, и бились все как могли, как настоящие гладиаторы! Тем более девчонки сидели, смотрели, было стыдно проиграть. Нередки были случаи и нокаутов. Ну и ведем мы с этим парнем бой. И вдруг мне от него прилетает хороший такой удар. Меня это немного взбесило, и я начал его «метелить», как меня учили в старом Кировске (смеется). Анатолий Михайлович Петров бросился нас разнимать… На следующий день я встречаю своего оппонента всего в синяках! Анатолий Михайлович потом говорит: придешь на вечернюю тренировку сдавать зачет с боксёрами! Я не испугался, пришел, переоделся, начинаю разминаться… Анатолий Михайлович спрашивает: размялся? Я отвечаю – да. Все, давай на ринг. Против меня выходит боксер. Спрашивает: готов? Я говорю – готов! Молодец, свободен! Зачёт! Вот такая история была. Самые хорошие впечатления от вуза у меня остались. Институт был насыщен спортивным духом. Я многому учился у Живодерова, у Громыко, много беседовал с ними, познавал, как они готовили чемпионов.

- Ваша супруга Людмила Ивановна также много лет отдала работе в вузе и продолжает до сих пор работать на кафедре. Как произошла ваша история знакомства?

- Мне предоставили комнату в общежитии, когда оставили работать в вузе. Общежития на тот момент были новые, комнаты – шикарные, в каждой комнате была маленькая кухня, но все ходили на общую, чтобы поговорить, пообщаться. Людмила Ивановна окончила кафедру спортивных игр. Она постоянно ходила в гости к Валентине Федоровне Мишенькиной, которая тоже до сих пор работает на кафедре спортивных игр. И вот однажды на посиделках как-то с ней встретились, разговор состоялся, мы поняли, что у нас общие интересы. Она интересовалась наукой, но я на тот момент не был так погружен в научные исследования, больше занимался тренерской работой. Потом это, конечно, переросло в общий интерес к научным исследованиям. Работая с вузовской командой, естественно у меня был выход на тренеров сборной команды страны. Был запрос на специалистов по восстановительным мероприятиям, а Людмила Ивановна еще окончила тогда кафедру лечебной физкультуры и полностью погрузилась в изучение средств восстановления, массажа и диагностики функционального состояния спортсменов. Я порекомендовал обратить внимание на Людмилу Ивановну, в итоге она стала работать в бригаде со сборной командой России. Собрала уникальный материал на высококвалифицированных пловцах, в состав которых попал и Владимир Сальников, и после защитила диссертацию на основе этой работы. Потом получилось так, что в определённый промежуток времени возник небольшой дефицит преподавателей на кафедре. А наш ректор говорит, что у тебя супруга работает в сборной, забирай её назад, она здесь большую пользу принесет. Вот таким образом она попала на нашу кафедру, и до сих пор работаем дружно вместе! Она много участвовала в художественной самодеятельности, хорошо пела, много выступала на сцене, где-то мы вместе выступали. Даже вместе пели в концертном зале на юбилее вуза песню, которую сочинил Вадим Константинович Бальсевич… Так что вот так у нас всё сложилось с ней хорошо. Родились сын и дочь. Поэтому можно сказать, что в семейной жизни все состоялось!

- Что можете либо посоветовать, либо пожелать молодым тренерам и специалистам на будущее?

- Если говорить о молодой поросли, то я хотел бы пожелать им максимально сосредоточиться на своей профессии и не распыляться. К большому сожалению, настала та эпоха, которая пришла из-за границы и называется капитализм. Нынешние дети – это дети тех родителей, которые в 90-х годах были воспитаны на принципах потребительства. Они стали не созидателями, а потребителями. Если мы стремились что-то создать, чего-то достичь и в спорте, и в науке, то сейчас у них главная доминанта – зарабатывание денег, второстепенная – то, что может способствовать дальнейшей карьере, в частности, – высшее образование, диссертации и тому подобное. Если ты, предположим, занимаешься развитием интеллекта, интеллектуальной деятельностью, то будешь в этом преуспевать. Если ты занимаешься спортом, то ты будешь преуспевать в спорте, а уровень интеллекта будет ощущать дефицит. А у нас получается так, что ребята пытаются тренироваться, учиться и одновременно зарабатывать деньги. Я всегда говорю молодым ребятам: создайте сейчас, прежде всего, хороший фундамент знаний, развивайте свои способности, а потом, если у вас не получится, пробуйте реализовывать себя в других сферах. В нашем вузе они могут получить хорошие навыки исследователя, первичные навыки тренерской деятельности которые пригодятся в будущей профессии. Наш вуз это кладезь для развития творческого и профессионального потенциала молодого человека. Но это надо понимать студентам, а преподавателям воспитывать у них любовь к своей профессии. Это мы делали раньше, и делаем сейчас. Около 30-ти выпускников нашей кафедры – заслуженные тренеры России и еще столько же кандидатов наук. Это результат условий подготовки кадров в нашем вузе!

Дата публикации: 17.05.2023

221-big ms 908645425 article gerb omsk