Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

   12 2              vk new    obyasnyaem youtube new     Версия для слабовидящих         knopka osnovnaya 111                    10 1
30.12.2024

На связи с наставником. Валерий Петрович Бачин

bachin2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Мы не можем остаться в стороне, поэтому начинаем новую рубрику #насвязиснаставником – именно с таким хештегом мы будем публиковать материалы о тренерах и преподавателях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Первым героем рубрики стал кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики водных видов спорта СибГУФК, Заслуженный тренер России Валерий Петрович Бачин.

Среди воспитанников Валерия Петровича – олимпийский чемпион 1992 года в эстафетном плавании 4х200 м вольным стилем Юрий Мухин, серебряный призер Игр XXVI Олимпиады, чемпиона Европы 2000 года Денис Пиманков, чемпионы Европы Дмитрий Чернышев и Владислав Аминов, серебряный и бронзовый призер Универсиады 2017 года Рустам Гадиров.

- Валерий Петрович, начнем с простого: что привело Вас в ОГИФК? Почему был сделан выбор именно этого учебного заведения?

- Когда еще в школе занимался плаванием, то тренировались мы на базе бассейна «Альбатрос». Уже в этом возрасте мы были связаны со студентами, с вузом. Сказать, что из-за этого только попал сюда – наверно, нет. Мне еще сама профессия понравилась. Не только в плане достижения результатов, а в плане как устроен человек физиологически, с точки зрения знаний. Конечно, заниматься спортом тоже было интересно. Ну и немаловажным фактором была и наша великолепная база, уже знали всю внутреннюю кухню, на всех соревнованиях пересекались со студентами, многих знали лично. Вот, допустим, учась в 9 классе, мы знали всех студентов кафедры плавания с 1 по 4 курсы. Уже в 1980-м я сам поступил на первый курс.

- Наверняка с теплотой вспоминаете свои студенческие годы. Что было особенно интересным?

- Если честно, то уже не сильно то время помню в деталях. Ты просто помнишь эти ощущения. Это было сильное время! Время становления омского спорта. Момент введения в эксплуатацию нашего бассейна дал огромный толчок к развитию не только нашего вида спорта, но и всего спорта в регионе, а также спорта высших достижений. В то время создавались спортивные классы в обычных школах, если набирали группу численностью в 25 человек. Многие потом поступали в университет, мы учились вместе, были друзьями, тренировались, ездили на соревнования… Много всего было, в деталях сложно вспоминать. Мы участвовали в разных мероприятиях, КВН, творческие вечера, песни! И очень хорошо, что сейчас эти традиции сохраняются, а что-то и возрождается вновь.

- После окончания вуза Вы практически сразу остались работать на кафедре. Кто был Вашим наставником в начале собственного тренерского пути? У кого Вы учились?

- Конечно, это Владимир Анатольевич Аикин, с подачи которого я и остался работать на кафедре. Ну и, конечно, мой первый тренер Лев Александрович Мильков, который, к сожалению, ушел из жизни. Именно эти два человека в большей степени сыграли роль в моем профессиональном становлении. Еще мне помогла библиотека, как бы это парадоксально не звучало. В то время издавался научно-спортивный вестник, многие сборные команды страны практиковали выпуск материалов, посвященных подготовке спортсменов к важнейшим соревнованиям. Этот вестник всегда был в нашей библиотеке. Мне было интересно узнавать, как составлялся годичный, полугодичный планы. Весь этот теоретический материал вызывал у меня интерес, можно было получить очень многое именно в теории.

- Кто с Вами обучался вместе в университете из именитых в будущем тренеров или спортсменов?

- У нас вообще очень интересная группа подобралась. Вместе со мной учились еще два Заслуженных тренера России: Дмитрий Шалагин и Валерий Шевелев из Свердловской области. Ну а если брать статистику в целом по нашей кафедре, то известных и заслуженных тренеров очень много. Что касается остальных одногруппников, то многие тоже в той или иной степени хорошо выступали на соревнованиях, а на данный момент тренерской деятельностью продолжают заниматься 12 человек! Раньше, когда поступали в институт, то все понимали, что первые два года тебе придется тренироваться и участвовать в соревнованиях, а потом уже делать выбор либо в пользу дальнейшей карьеры, либо погружаться в тренерскую и методическую деятельность.

- Вы являетесь мастером спорта СССР. Насколько сложно было получить в то время это звание?

- Я думаю, что мастера спорта всегда сложно получить. Мы все стремились к этому званию. Я его выполнил фактически в 10 классе и пришел в вуз уже мастером спорта. Может быть, сложнее было дальше расти, так как основной упор делался на подготовку сборных команд. У нас в Омске фактически за счет стараний Василия Викторовича Громыко в начале 80-х годов были созданы центры по нескольким видам спорта, ШВСМ, где ребята и жили, и учились, и тренировались на нашей базе. Это был следующий так называемый пик омского плавания. Василий Викторович целенаправленно делал акцент на развитии плавания на базе нашего института. Также позже появилось училище. В те годы к нам со всей страны стекались ребята, от Москвы до Южно-Сахалинска, где были талантливые плеяды спортсменов по многим видам спорта. Более того, в нашем бассейне несколько раз проводила сборы национальная команда СССР. Старались создать хорошие условия для спортсменов, все это поддерживалось на разных уровнях власти. Вот нам – молодым спортсменам – было на кого смотреть, чтобы расти в профессиональном плане.

- Помните свои первые серьезные соревнования, на которых Вы выступали?

- Свои соревнования, на которых я выполнил мастера спорта, помню очень хорошо. Это был чемпионат страны в Архангельске в 1979 году. Там я выиграл две дистанции – 100 и 200 метров брассом. Тогда была тенденция по омоложению состава спортсменов. Подготовка взрослых спортсменов была не так развита, в принципе, чем я и занимался в научно-методическом аспекте. Вот тогда и подобралась довольно серьезная молодая омская плеяда спортсменов.

- У Вас есть основные тренерско-педагогические принципы, которыми руководствуетесь всю свою профессиональную карьеру?

- Эти принципы, может быть, и есть, но они постоянно меняются и обновляются. Это зависит от учеников, их подготовки, своего собственного тренерского опыта. Думаю, что повторять чьи-то педагогические принципы, это неправильно и неинтересно. Что касается меня, то повторюсь: принципы меняются постоянно. У нас спортсмен адаптируется не только физиологически, но и технически к нагрузке. К тому же нагрузка в плавании делится на несколько частей: физическая, техническая, психологическая и так далее, но самое главное – интегральная подготовка. Но это утверждаю не только я, многие ученые об этом говорят, в том числе и Вадим Константинович Бальсевич. Поэтому нельзя разделять эти принципы, это должен быть своеобразный сплав. А когда эти все условия соблюдены, то и будет достигаться определенный результат. Спорт – это воспитание человека как личности. Хочется в это углубляться, больше познавать и воспитывать у детей – нашего подрастающего поколения – эти нормы и принципы.

- Насколько сложна профессия тренера по плаванию? К каждому подопечному осуществляете индивидуальный подход?

- Сама по себе профессия тренера очень интересна. Конечно, она сложная, но творческая. Если ты начинаешь ею заниматься, то это захватывает. Но честно скажу, что самая большая проблема – это создать условия для труда. Сейчас на протяжении последних лет 20-ти тренер параллельно занимается многими другими делами, но обвинять в этом никого нельзя, жизнь сама диктует такие условия. Постоянно тренер решает организационные и другие вопросы. У нас есть такое понятие – чувство воды. Ребенка как можно раньше нужно знакомить с водой, как это делается в других координационных видах спорта, где есть чувство мяча, клюшки, ракетки и так далее. Поэтому нам нужна большая выборка из числа занимающихся, чтобы понять, кто на что способен. Просто так стать пловцом без подготовки и чувства воды очень сложно. Еще, конечно, сейчас вмешиваются житейские факторы. Родители привозят детей на машинах, а это ранним утром надо проснуться, собраться, доехать с одного конца города в другой… Поэтому дети сегодня занимаются за счет желания родителей, которые наверняка сами когда-то занимались спортом и знают, для чего это надо и зачем. Это хорошо, что они понимают, что пусть ребенок лучше будет ходить на плавание, чем сидеть дома за компьютером или слоняться без дела. Вообще, очень сильно переживаешь за детей, когда видишь их первые успехи и победы.

- С какими трудностями в процессе подготовки спортсменов Вы чаще всего сталкивались? Или стоит только грамотно выстроить подготовку, а дальше все пойдет как по маслу?

- Трудности всегда будут, независимо от того, какой ты тренер. Каждый ребенок и спортсмен индивидуален, со своими особенностями, и индивидуальный подход – превыше всего. Еще одна немаловажная проблема – где найти ребенка, чтобы он мог систематически заниматься 2-3 года. Тренер-то готов, у него есть распланированная программа, а вот готов ли ребенок к этому? Сейчас тем более у детей другая психология, они воспитаны иначе. А вообще самая большая радость для тренера, если ребенок сам хочет заниматься, и тогда уже не стоит искать мотивацию, вырабатывается привычка идти на тренировку и работать. Мне в этом плане повезло со спортсменами высокой квалификации. Они сами начинали понимать, как держать режим, когда выходить на пик формы и прочее. И еще важно, чтобы вы работали вместе, так как один ты ничего не добьешься. Отношения с учениками не то что бы плавающие, это зависит от их мотивации, от возраста. Тренер всегда хочет достигнуть высокого результата. Человек во время взросления проходит определённые этапы, и когда это все совпадает, то это самое больше счастье! Действительно, паззл сложился. И вот с каждым моим учеником такое было. У каждого спортсмена бывает такой этап, когда он нацелен на результат, но потом вмешиваются определенные факторы, а вот тут уже надо делать выбор: или работать дальше, или менять род деятельности.

- На данный момент кто у Вас тренируется из перспективных молодых талантов?

- Из перспективных моих спортсменов стоит выделить Рустама Гадирова. Сейчас он демонстрирует свои лучшие качества, но его пик прошел несколько лет назад. Сейчас пока у него есть желание, результаты будут, но и в то же время он взрослеет и в какой-то момент его наилучшая форма вновь может вернуться. Также хочу выделить Наталию Романовскую. Вот она сейчас находится на пике своей формы. Очень перспективная спортсменка, которая прибавляет год от года.

- Отматывая время назад, не жалеете, что Вы выбрали профессию тренера?

- Об этом точно не жалею! Если так подумать, то тренерской деятельностью можно заниматься до глубокой старости. Пока находятся родители, которые возят детей на тренировки, и даже если только один ребенок будет хотеть ходить на тренировки – будем работать! Я к этому философски отношусь.

- Для молодых тренеров, начинающих свой путь, какое напутствие можете дать? На чем им нужно акцентировать внимание?

- Не хочу никому давать напутствий, потому что кому дано или суждено – значит тому дано и суждено. Нельзя о тренере сказать, что у него точно все будет хорошо. Это ремесло просто надо любить и должен быть культ этого дела. Профессия наша творческая, без желания тоже не получится ничего. Также немаловажно терпение. Не стоит обращать внимание на некоторые вещи, которые всегда будут возникать. Это всё воспитание личности и самого себя. Профессия наша прекрасна, востребована в обществе, в жизни!

221-big ms 908645425 article gerb omsk