Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

   12 2              vk new    obyasnyaem youtube new     Версия для слабовидящих         knopka osnovnaya 111                    10 1
03.12.2024

На связи с наставником. Нина Мефодьевна Костихина

kostykhina2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Мы продолжаем нашу рубрику – #насвязиснаставником. В ней публикуются материалы о тренерах и преподавателях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Наш сегодняшний собеседник - Нина Мефодьевна Костихина, кандидат педагогических наук, профессор, наставник нескольких поколений студентов, магистрантов и аспирантов. Стаж работы Нины Мефодьевны в нашем вузе составляет 50 лет! 2001 году Нине Мефодьевне было присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы», в 2005 году присвоено звание «Профессионал России».

Имеет награды: медаль «80 лет Госкомспорту России» (2003), почетный знак «За заслуги перед СибГУФК» (2010), медаль Петра Лесгафта (2015).

- Нина Мефодьевна, Вы окончили педагогический вуз в 1960-м году, а в 1968 пришли работать в ОГИФК. Расскажите, какие обстоятельства привели Вас в физкультурный вуз?

- После окончания педагогического института я работала в школе, позже вернулась в вуз, где работала на кафедре географии. Однажды мне сказали, что в институт физической культуры требуется преподаватель педагогики. Меня это заинтересовало, и я перешла на работу в наш вуз.

- Не пожалели, что перешли в физкультурный вуз работать?

- Конечно, нет! В институте физической культуры училось много известных спортсменов. В то время особенно активно развивалась борьба под руководством Василия Викторовича Громыко. Мне очень понравилось работать в вузе! Под руководством Александра Павловича Шестеля я начала писать кандидатскую диссертацию по программированному обучению. К сожалению, после выступления с докладом на конференции в Москве нам пришлось изменить направление работы. В связи с этим я уехала на год в Санкт-Петербург (в тот период времени Ленинград). Материал для диссертации я подбирала в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Целый год мне пришлось жить на два города: в Санкт-Петербурге - подготовка диссертации в аспирантуре, в Омске - семья. Было очень сложно, но я справилась.

- Сколько выпускников аспирантуры защитили диссертации под Вашим руководством?

- Под моим руководством успешно завершили обучение в аспирантуре и защитили диссертации 6 человек. И все – девушки! Ольга Михайловна Чусовитина, Ольга Юрьевна Гаврикова, Ольга Робертовна Кривошеева, Наталья Владимировна Колмогорова, Юлия Юрьевна Раянова и Наталья Алексеевна Лукьянова. Все работы подготовлены в рамках научного направления «Профессионально-педагогическая подготовка специалиста по физической культуре и спорту». К сожалению, все юноши, которые поступали в аспирантуру, не смогли дойти до защиты, не смогли совместить подготовку диссертации и семейную жизнь. А девушки смогли! И все делали сами!

- В чём, по Вашему мнению, специфика работы в физкультурном вузе?

- Я хочу отметить, что работать со студентами физкультурного вуза намного интереснее, чем с обучающимися в педагогическом институте. Там чаще всего есть «зубрилки», они готовятся, всё учат, но нет полета мысли. Наши студенты – более раскованные, смело высказывают свои мысли. Было сложно вести педагогику на первом курсе, потому что они только пришли из школ, и когда говоришь о тех требованиях, которым должен отвечать тренер (учитель), самые смелые студенты спрашивали: а что школьные учителя не изучали педагогику? Почему же они не придерживаются всех тех требований и канонов, о которых вы говорите?

В 80-х годах на одном из занятий в рамках подготовки студентов к педагогической практике я попросила организовать беседу со школьниками. Мне запомнилась подготовленная беседа студента, а в будущем преподавателя вуза Юрия Сиренко. На занятие Юрий принёс проигрыватель, чтобы рассказать о музыкальной группе «Песняры»! Вот такой неординарный был подход, который произвёл на меня приятное впечатление.

- У Вас всегда был налажен диалог со студентами?

- Да. Всегда понимали друг друга. К парням, если честно, я всегда относилась лучше, чем к девушкам. Да и не ругалась никогда, я и не умею ругаться. Приходилось иногда даже у других преподавателей отстаивать своих студентов, когда незаслуженно ставили не те оценки.

- Какой у Вас основной педагогический принцип?

Прежде всего - быть пунктуальным. Я всегда делала замечания преподавателям, если после звонка они были еще на кафедре. Если преподаватель опаздывает, это дает право опаздывать и студентам. Когда у меня задерживались студенты, я говорила, что если я вас впускаю – это характеризует меня, а то, что вы опаздываете – характеризует вас. Сделайте, пожалуйста, вывод, порядок есть порядок. Или еще пример: на потоковой лекции в большой аудитории заходят опоздавшие парни и начинают здороваться с другими по руке. Я говорю: а что ж вы меня обошли, не поздоровались со мной (смеется)! Поэтому пунктуальность и порядок – превыше всего!

- Много поколений студентов училось у Вас. Кто из известных спортсменов запомнился при сдаче зачёта или экзамена?

- Из известных спортсменов запомнились Александр Карелин и Ирина Чащина. Какую оценку я поставила Александру Карелину, конечно, я не помню. Но не ниже четверки – это точно! Ирина Чащина – очень приятная девушка с хорошо поставленной речью. Спрашиваешь её – она начинает очень много и интересно рассуждать. Помню, что ей отлично поставила.

Я всегда спрашивала у спортсменов, как выстроены их отношения с тренером, не обижает ли их тренер, не допускает ли вольностей и так далее. Конечно, были и другие великие спортсмены, которые приходили на занятия, сдавали зачеты и экзамены.

- Какой совет Вы можете дать молодым преподавателям?

- Быть пунктуальным, подготовленным к каждому занятию и уметь уважать в каждом студенте личность. Ведь условия, в которых они воспитываются, разные. Кто-то приходит подготовленным и образованным, кто-то может стесняться, иметь плохо поставленную дикцию, неразвитые речевые умения. Но всегда нужно уважать человека и личность. Может, он станет лучше. Видеть потенциал нужно в каждом. Также важно готовиться к своему предмету и знать его.

- Что можете пожелать студентам, преподавателям, сотрудникам и руководству университета?

- Желаю всем успехов и здоровья! Хочу, чтобы наш родной вуз процветал. Пусть все преподаватели и студенты чувствуют себя комфортно в стенах нашего университета!

Дата публикации: 20.10.2023

221-big ms 908645425 article gerb omsk