Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

   12 2              vk new    obyasnyaem youtube new     Версия для слабовидящих         knopka osnovnaya 111                    10 1
21.12.2024

На связи с наставником. Игорь Владимирович Абраменко

2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Мы продолжаем нашу рубрику – #насвязиснаставником. В ней публикуются материалы о тренерах и преподавателях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Сегодня мы беседуем с Игорем Владимировичем Абраменко, который более 30-ти лет является наставником творческой молодежи нашего вуза. Вопросам творческого поиска, событиям и истории было посвящено наше интервью с начальником отдела внеучебной работы СибГУФК, заслуженным работником физической культуры Российской Федерации, режиссером, руководителем СТЭМа «Винегрет».

- Игорь Владимирович, что можете сказать о наставничестве в творчестве? У кого Вы учились, кто вас направлял?

- Я постоянно учился и продолжаю это делать сейчас. Моими учителями в направлении режиссуры были Мирон Лазаревич Гуревич, Владимир Николаевич Низовских, Анатолий Владимирович Сивицкий, Ирина Константиновна Леванчукова. В театральном направлении тоже есть учителя – это Гурий Михайлович Грузных и Нина Александровна Шнайдер, с которыми мы начинали развитие стэмовского движения в нашем вузе. В дальнейшем было множество мастер-классов с омскими режиссерами, актёрами, педагогами. Постоянно чему-то учишься у своих коллег... Ну и самообразование тоже никто не отменял.

- Расскажите, как Вы оказались в нашем вузе и как получилось, что начали заниматься творческой деятельностью?

- Еще в школе я занимался лыжным спортом и биатлоном, а на последних годах обучения понял, что мне интересен спорт, тренерская работа. В итоге в 1982 году поступил в Омский государственный институт физической культуры. Одной из ярких страниц стало участие в лыжных агитпробегах по районам Омской области, где мы не только шли на лыжах, но и давали концерты. Там я и заинтересовался творчеством. В дальнейшем этот интерес привел меня к режиссерской деятельности. В 1988 году образовался студенческий театр эстрадных миниатюр «Винегрет», которому осенью этого года исполнится уже 35 лет.

- Вот как раз про «Винегрет» хотелось бы спросить. С чего всё началось?

- Художественная самодеятельность в нашем вузе присутствовала всегда.   Знаю по рассказам, что первые выступления состоялись в начале 50-х годов. И, конечно, всегда присутствовало юмористическое направление, просто тогда не было такого театра, как «Винегрет». В начале 1988 года меня пригласили на работу секретарем комитета комсомола ОГИФК. В те годы комсомольский актив, по сути, занимался тем же, чем и мы сейчас. Основными направлениями были развлекательные мероприятия для студентов и организация работы студенческих отрядов. 29 октября 1988 года мы провели «знаковое» посвящение в студенты, после которого образовалась команда, ставшая впоследствии «Бригадой «Винегрет». У истоков СТЭМа «Винегрет» стояли Нина Александровна Шнайдер – заведующая кафедрой иностранных языков и Гурий Михайлович Грузных – доцент кафедры единоборств. Первоначально в составе были в основном ребята из общежития, активисты общественной деятельности, студенты с творческими способностями. Вместе с ними мы делали первые шаги, а мне пришлось стать наставником и по совместительству режиссером. В 1991 году, когда комсомол распался, кстати, я был последним секретарем этой организации в вузе (улыбается), ректор Дмитрий Владимирович Майстришин пригласил меня работать в студенческий клуб, ныне – отдел внеучебной работы. В итоге комсомола уже давно нет, а «Винегрет» существует.

- И как Вы думаете, в чём секрет долголетия?

- Секрет долголетия в интересе к творчеству и увлечённости студентов. С первых лет «винегретчиков» в лицо знал весь университет! Всегда на концертах наш актовый зал был полон, зрители свисали с балконов и даже в проходах сидели. Профессионализма, конечно, было маловато, но энтузиазма и желания у ребят хватало. Со временем поднаторели и актеры, и режиссер, а первые значимые победы пришли в 1996-м году, когда СТЭМ «Винегрет» был удостоен гран-при межрегионального фестиваля БУМ. Позже ездили в Томск, Казань, Самару, Новосибирск, Абакан, Кемерово, Москву на разные фестивали… А чем больше ездишь, тем больше и приобретаешь опыт. Мастер-классы посещали, учились у известных артистов. Незабываемая встреча была с главным режиссером Омского театра драмы Владимиром Сергеевичем Петровым. Его очень заинтересовал наш номер «Бокс», с которым он и пригласил нас выступить на сцене омского академического театра драмы во время подведения итогов театрального сезона. Это выступление на сцене омского драматического театра стало для нашего коллектива очень почетным и историческим событием.

- 35 лет истории «Винегрета» - это 7 пятилеток. Какая из них самая запоминающаяся?

- Каждая пятилетка очень значима! Это как у многодетных родителей спросить: кто у тебя любимый ребенок… Хотя, конечно, с ребятами из первых трёх пятилеток мы были по возрасту ближе и отношения складывались не только как «педагог-студент», но и как «друг-товарищ» - с выпускниками до сих пор поддерживаем связь. Для следующих поколений я больше режиссер-наставник, но, повторюсь, все без исключения мне близки и дороги!

- Какая основная сложность в работе режиссера?

- Студенческий творческий коллектив всегда сталкивается с проблемой ротации или смены поколений, поскольку ребята учатся в университете 4-6 лет. Поколения меняются, от этого меняется репертуар и направления. Если вспомнить первую пятилетку, то больше было текстовых миниатюр. Потом появились акробаты, а с ними и эксцентрические номера, которыми «Винегрет» больше всего и запомнился. Был период, когда активно играли в КВН, а с появлением танцоров возникло направление танцевальной эксцентрики. В общем, репертуар зависит от способностей и предпочтений студентов-актеров.

- Какие номера можно считать визитной карточкой «Винегрета» и какие награды фестивалей стали наиболее значимыми?

- Это, конечно «Спортивный ресторан», «Родео», «Бокс» – номера на все времена! Из более поздних «Криминальное танго», «Песня танцора-бальника», «Песня футбольных болельщиков». На самом деле, можно перечислять очень долго и у каждого поколения свои «визитные карточки». Среди значимых наград – гран-при Фестиваля Бум в 1996 году, гран-при Всероссийского фестиваля в Казани в 2000-м году, победа на фестивале «Белый слон» в Кемерово в 2006 году, серебряная награда международного фестиваля юмора «Москва-Ялта-транзит (2008 г.), звание «Лучший театр десятилетия» по итогам «Томской Юморины» (2010 г.), гран-при Фестиваля БУМ 2017 года... Перечислять можно долго и здесь также у каждого поколения свои значимые достижения и награды. Но, наверное, не так важны награды, как опыт, общение, эмоции, впечатления, накопленные ребятами за время выступлений. Я всегда говорю студентам: вам это в жизни однозначно пригодится, так как, занимаясь творчеством, вы можете раскрепоститься, приобрести навыки ораторского искусства и работы с аудиторией – то, что будущим педагогам, тренерам, менеджерам, организаторам просто необходимо. Даже когда встречаемся с выпускниками, многие говорят, что занятия в творческих коллективах очень помогли по жизни и в работе. Причем у большинства ребят работа не связана со сценой, в основном все работают по специальности, лишь единицы остались на сцене или связаны с ней.

- Игорь Владимирович, одно из направлений деятельности связано с участием творческих коллективов СибГУФК в областных спортивно-культурных праздниках «Королева спорта» и «Праздник Севера», расскажите о продолжении традиций.

- Действительно, хорошая традиция участия наших студентов в областных праздниках продолжается. Это не только выступление с концертными программами для участников и гостей областных спартакиад, но и участие в подготовке церемоний открытия и закрытия. В качестве помощника режиссера я работал с 1998 года под руководством Владимира Николаевича Низовских. А самостоятельно, в роли главного режиссера провел первый праздник летом 2010-го года в Называевске. В начале июля состоится «Королева спорта – Оконешниково-2023», которая станет для меня 27-ым самостоятельным областным праздником.

- Откуда каждый раз черпаете вдохновение?

- Каждый праздник зависит от команды. Мы всегда придерживаемся принципа коллективного творчества, всегда думаем, обсуждаем, принимаем решения всей нашей режиссерской группой. В последние годы появились молодые помощники, которые тоже вносят интересные идеи. Вот так, когда-то, я помогал Владимиру Николаевичу Низовских, а теперь сам выступаю в роли наставника.

- В завершении беседы, что можете пожелать молодому поколению, нашим выпускникам, специалистам, тренерам, режиссерам в начале их пути?

- Здесь всё очень просто – советую использовать творческий подход во всём! Неважно, кто ты: учитель в школе, тренер, организатор мероприятий… Творчество – прежде всего! Сухое использование знаний, которыми ты обладаешь, может аукнуться бездушием, вы можете не найти отклика у своих воспитанников. А вот когда вы подходите к своей деятельности творчески, с изюминкой, с новшествами, то это всегда интереснее! Поэтому, ТВОРЧЕСТВО! ТВОРЧЕСТВО! ТВОРЧЕСТВО!

Дата публикации: 26.06.2023

221-big ms 908645425 article gerb omsk