На связи с наставником. Анатолий Иосифович Кравчук
2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Мы продолжаем нашу рубрику – #насвязиснаставником. В ней публикуются материалы о тренерах и преподавателях Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Третьим собеседником стал заслуженный ветеран СибГУФК, член-корреспонденции САН ВШ (2008), председатель КНГ СибФО по спортивной гимнастике, судья республиканской категории по спортивной гимнастике (1977), мастер спорта по спортивной гимнастике, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и рекреации Анатолий Иосифович Кравчук, который работает в родном вузе с 1961 года!
- Анатолий Иосифович, Вам в мае исполнится 87 лет, а Вы в отличной форме!
- Да, в целом, более-менее нормально! Но ковид, к сожалению, не обошел стороной… Месяца три назад полностью восстановился, все системы пришли в норму, поэтому продолжаем работать!
- Расскажите немного о своей семье.
- В предвоенные годы на юге страны были разные волнения. Часть населения отправляли в разные уголки страны, в том числе и в Сибирь. Власть задумывалась об освоении земель, расширении населения и других вопросах. Мои родители как раз попали в партию, которую отправили в Омск. По времени это примерно 1910-1915 годы, то есть больше ста лет назад! Также какая-то часть родственников была направлена в Новосибирск, и потом, лет через 15, они восстановили связь.
- С какого возраста Вы стали заниматься спортом? Вообще насколько престижно было заниматься спортом в СССР?
- Мне в какой-то степени повезло. Так как папа был военнообязанным, у нас была возможность ездить в пионерские лагеря, где мы проводили по одному-два сезона за лето и вели там спортивный и общественный образ жизни. Однажды, когда я учился во втором или третьем классе, в цирке увидел красивого здорового парня, настоящего богатыря, и тогда спросил сам себя: почему он такой большой, а я такой тощий? Спустя некоторое время в 37-й школе открылась спортивная секция. Там вел занятия Заслуженный тренер СССР Николай Леонидович Яковлев, именно у него я начал свой спортивный путь: занимался спортивной гимнастикой, акробатикой. Позже уже становился призером города в подростковом возрасте и входил в сборную Омской области, ездил на Спартакиаду школьников в 1954-м году. Мы очень активно занимались спортом, не только своими видами. И по боксу выступали, и по борьбе, и по легкой атлетике, и даже по баскетболу! Я очень хорошо работал на подборе под щитом, несмотря на свой небольшой рост. Интересное время было! А насчёт престижа – это даже не обсуждалось никогда – все мои сверстники стремились быть здоровыми и заниматься спортом!
- А почему все-таки выбрали спортивную гимнастику?
- В детстве мы жили в частных домах, и мы мальчишками любили лазить по крышам, сараям. Также у соседей были перекладины, где можно было подтягиваться, разные элементы выполнить. Вот, наверное, так с детства и повелось, что именно задатки акробатики и гимнастики появились из-за этого. Ну и потом, уже в 37-й школе более углубленно и профессионально стал заниматься.
- Вы окончили Московский ГЦОЛИФК по специальности «Физическая культура и спорт», квалификация «Преподаватель-тренер по гимнастике», хотя вы омич. Как Вы поступили в московский институт?
- Дело в том, что я являлся членом сборной страны по спортивной гимнастике, чемпионом города Омска был к тому времени тоже. А получилось так, что наш тренер сам окончил московский институт, и говорит: Анатолий, поезжай в Московский институт физкультуры. А в ГЦОГЛИФК как раз открылся первый спортивный факультет, это был 1954-й год. Вот именно так, по совету тренера, я и оказался в Москве.
- После окончания ГЦОЛИФК Вы вернулись в Омск. Почему решили вернуться на свою Родину?
- В Москве я тоже состоял в сборной спортивного общества «Медик», куда входили педагогические и медицинские вузы. Ну и в сборной ГЦОЛИФК тоже состоял. 3 раза в неделю мы тренировались по гимнастике, и 3-4 раза по спортивной акробатике, как говорится, совершенствовал себя. Потом выполнил первый разряд по акробатике. Эти выступления и знакомство с большим контингентом разных специалистов позволило мне как-то обратить внимание не только на спорт, но и на науку. Это благодаря тренеру Анатолию Михайловичу Шлемину, а вообще за время учебы у меня было всего 4 тренера. Дальше я стал старостой научного студенческого сообщества, выступал на всероссийских конференциях. В определенное время большое количество выпускников стали направлять в Узбекистан для поддержки развития спорта; нас, гимнастов тоже решили отправить. В итоге около 25 человек по разным видам спорта туда направилось, и мы – двое гимнастов. Там нас разместили в институте физической культуры, а кто-то поехал в районы и разные спортивные школы. Отработал я там год и параллельно выступал сам на соревнованиях. На всесоюзных стартах занял третье место. Так вот, спустя год получилось так, что я снова вернулся в Москву, и мой тренер Анатолий Михайлович говорит, что с 1 января у нас место на кафедре освободится, а сейчас всё занято, а в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) в пединституте есть место, и общежитие предоставляется, и гимнасты хорошие. К тому времени я уже женился на москвичке, и она меня ждала год. Мы поговорили и решили, что нужно ехать, а как из Москвы позвонят – вернёмся. В этом педуниверситете, помимо гимнастики, была развита шикарно вольная борьба. В состав уже местной сборной я хорошо влился, как раз пятым. Отлично проводили время: работали, усиленно тренировались, дружили, выезжали на соревнования, сборы. Как раз трижды мы выезжали на всероссийские соревнования, где становились призерами, по итогам которых я и выполнил норматив мастера спорта. А сам я тренировал женскую сборную команду «Буревестника». По итогу в Орджоникидзе мы провели полтора года. А в Омске мама осталась одна, она попросила, если можете, то возвращайтесь, ей было тяжело одной. А выступая на соревнованиях по всей стране, мы общались с омичами. Однажды Анатолий Михайлович Дикунов говорит: возвращайся! И мы действительно вернулись на Родину. Москва спокойно отпустила меня, вошли в положение. Это было лето 1961-го года. Как раз у нас велось активное строительство и расширение нашего института. По возвращению нам дали комнату в общежитии с женой, а у нас как раз сын родился, Павлом назвали. А когда я выступал на соревнованиях, где выполнил мастера спорта до возвращения в Омск, то интересный эпизод произошел. Выполнял я упражнение на кольцах, падаю со стойки, потом снова делаю элемент, прыгаю, приземлился, и как раз в этот же момент на свет появился сын! Он потом, кстати, тоже гимнастикой занимался, дошел тоже до мастера спорта. Вот таким образом я познакомился с Москвой, Узбекистаном, Северной Осетией, а после вернулся к истокам!
- По Вашему мнению, что воспитывает в человеке спорт?
- Спорт заставляет и воспитывает человека знать самого себя и свой организм, а уже после этого найти себя в окружающей обстановке и реализовать ту активность, которую хочешь: общественную, научную, спортивную, семейную. Это еще зависит и от зодиака человека. Ведь мы рождаемся под воздействием целой группы планет, а каждый зодиак – это разные люди. А с точки зрения зодиака отличаются и виды спорта: сложно-координационные виды – это одни, игровые – это другие.
- Кто был Вашим наставником в начале собственного тренерского пути? У кого Вы учились?
- Это Николай Леонидович Яковлев, про которого я уже говорил. Еще был преподаватель в пехотном училище в Омске, но, к сожалению, сейчас фамилию не вспомню. Он параллельно работал в спортивной школе и в училище. Именно он давал нам основу и заложил базу спортивной гимнастики. А вообще каждый наставник в своё время давал свои знания, которые пригодились мне в дальнейшем, за что им огромное спасибо!
- Кого из своих воспитанников Вы можете отметить?
- По гимнастике я уже после переезда в Омск не готовил спортсменов, мы стали активно заниматься научной деятельностью, подготавливая как раз молодых ученых. В их числе – Геннадий Дмитриевич Бабушкин и Геннадий Павлович Безматерных – они и сейчас продолжают преподавать в нашем университете. А так если вспоминать, то было очень много талантливых ученых, которые также продолжают работать по сей день во многих уголках нашей страны.
- Ваша дочь, Татьяна Анатольевна, также является преподавателем, заведующей кафедрой туризма. Получается, она пошла по Вашим стопам?
- Я никак не влиял на выбор Татьяны Анатольевны. В детском возрасте она и на скрипке играла, потом пошла в художественную гимнастику, и игровыми видами занималась – то есть прошла через путь нескольких видов спорта. А когда она поступала в институт на кафедру гимнастки, то её активно звали к себе легкоатлеты. Ну а как закончила обучение, также стала заниматься научной деятельностью. Действительно, получилась такая некая династия педагогов в нашей семье.
- У Вас есть основные тренерско-педагогические принципы, которыми руководствуетесь всю свою профессиональную карьеру?
- В этом плане у меня такая основа: нужно помочь человеку заинтересоваться. Когда я веду занятия, смотрю, кто как реагирует и ищу, чем можно заинтересовать, зацепить. Ну и индивидуальный подход, конечно, важен, без этого никуда. Потом уже становится понятно, у кого из студентов уклон в какую область больше, там и стараешься помочь, правильно подсказать, направить. Изучаем мы все, а что больше кому по душе отражается уже дальше в их дипломных работах.
- С какими трудностями в процессе обучения студентов Вы чаще всего сталкивались?
- Наша кафедра гимнастики отличалась тем, что у нас были специалисты по разным разделам, и оканчивали они разные вузы, поэтому, соединившись воедино, у нас был очень сильный педагогический состав. Ну и в то время приходилось постоянно совершенствовать базу для тренировочных занятий. Приобреталось новое оборудование, снаряды совершенствовали, порой, даже сами, тренажеры видоизменяли… Но опять же, это были не трудности, а скорее приятные хлопоты, много помогали друг другу.
- На данный момент, чем Вы занимаетесь на кафедре и какие дисциплины преподаёте?
- Сейчас у меня в основной массе магистранты, аспиранты и научно-исследовательская деятельность с общим курсом. Сейчас постоянно обновляется направление спортивно-оздоровительной деятельности, и вот приходится там проводить новые исследования, так как научного обоснования там очень мало, а то, которое есть – эмпирическое, полученное за счёт практики. Сейчас очень нужно и важно формировать новые научные кадры, так как время меняется, и дети, приходящие в вуз, тоже меняются.
- Для молодых тренеров и педагогов, начинающих свой путь, какое напутствие можете дать?
- Здесь основной совет такой: нужно правильно направить своего подопечного в нужное русло и изучаемую область. К каждому нужно умело применить индивидуальный подход, помочь найти своё. А если это получилось, то нужно обращаться уже к научной среде и там совершенствоваться. Потом пойдет рост как твой собственный, как у педагога или тренера, так и у твоего подопечного. И нужно верить своей интуиции, а она уже подскажет, как тебе действовать!