Международный научно-практический круглый стол «Перспективы развития инклюзивного образования в сфере физической культуры и спорта»
18 декабря в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта состоялся Международный научно-практический круглый стол «Перспективы развития инклюзивного образования в сфере физической культуры и спорта». Мероприятие прошло при поддержке Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере физической культуры и спорта ФГБОУ ВО РУС «ГЦОЛИФК».
Основные вопросы, вынесенные для обсуждения научной общественностью, специалистами-практиками, педагогами и обучающимися касались двух направлений:
- Траектории развития инклюзивного образования в области физической культуры и спорта (нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение);
- Инклюзивная образовательная деятельность: технологии и успешные практики в области инклюзии и интеграции на физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.
Круглый стол собрал более 100 участников из городов России (Омск, Москва, Краснодар, Великие Луки, Оренбург, Красноярск, Ессентуки, Казань, Рязань, Смоленск, Санкт-Петербург), Республики Казахстан (Астана), Белоруссии (Брест) и Узбекистана (Ташкент).
В рамках программы заслушаны и обсуждены актуальные вопросы.
- Оценка эффективности деятельности вузов в части развития инклюзивного высшего образования в сфере физической культуры и спорта (спикер Сергеева Вероника Сергеевна, начальник научно-методического отдела Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере физической культуры и спорта ФГБОУ ВО РУС «ГЦОЛИФК»; Москва);
- Межпредметные связи в развитии координационных способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью (спикер Самойлова Виктория Александровна, член Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики учреждения высшего образования Белорусский государственный университет физической культуры; Минск);
- Практический опыт проведения инклюзивного спортивного фестиваля «Равные возможности» среди учащихся общеобразовательных школ (спикер Ульжекова Нургуль Туленовна, преподаватель департамента спортивного образования и коучинга ТОО «Академия физической культуры и массового спорта», директор ОФ «Мир равных возможностей», генеральный секретарь РОО «Казахстанская федерация бочча»; Астана, Республика Казахстан);
- Инклюзивные подходы к вовлечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в физическую активность: примеры успешной практики (спикер Картавцева Анна Ивановна, доцент кафедры медико-биологических основ физической культуры и оздоровительных технологий, заместитель директора по науке и международной деятельности Института физической культуры, спорта и туризма ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», кандидат педагогических наук, доцент; Красноярск);
- Адаптивная физкультурно-спортивная деятельность как ресурс инклюзивного образования (спикер Голикова Елена Михайловна, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и методико-биологических основ физического воспитания, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», д-р пед. наук, доцент, руководитель научно-практического центра адаптивного спорта и физической реабилитации; Оренбург);
- Организационные основы инклюзивных занятий по легкой атлетике (спикер Мельникова Юлия Александровна, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат педагогических наук, доцент, Омск).
Ирина Геннадьевна Таламова, заведующий кафедрой ТиМ адаптивной физической культуры СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент:
- Все обсуждаемые вопросы вызвали большой интерес и дискуссию. При подведении итогов решено в 2025 году организовать работу круглого стола с привлечением заинтересованных специалистов для рассмотрения вопросов, касающихся организационно-методических аспектов инклюзивного, тренировочного процесса, а также реализации инклюзивного подхода в учреждениях высшего образования. Формат круглого стола позволяет не только рассмотреть ряд актуальных вопросов, но и поделиться опытом, обсудить дискуссионные моменты, определить перспективы.
Дата публикации: 20.12.2024