УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Профессорско-преподавательским составом кафедры разработаны рабочие учебные планы и пакеты документов согласно стандарту ФГОС ВО:
по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль подготовки «Физкультурно-спортивное образование» (Мухина М.П.);
по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт», профиль «Научно-методическое сопровождение спорта» (Бабушкин Г.Д.);
по научной специальности 5.8.5 «Теория и методика спорта» (Рекутина Н.В.).
В учебном процессе широко применяются технические средства обучения. Прежде всего, видео- и DVD-фильмы, используемые на дисциплинах «История физической культуры и спорта», «Теория и методика физической культуры», «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности», «Технологии в физкультурном образовании», «Олимпийское движение и профессиональный спорт», и. др.
Для обеспечения учебного процесса по дисциплинам кафедры преподавателями подготовлено более 70 учебных пособий.
Преподавателями кафедры осуществляется методическая поддержка инструкторов физической культуры образовательных организаций, учителей физической культуры общеобразовательных организаций, преподавателей физического воспитания и организаций среднего профессионального образования города Омска.
За период деятельности кафедры теории и методики физической культуры и спорта (с 2015 г.) преподавателями опубликованы 10 монографий, более 120 научных статей в журналах, рецензируемых ВАК, и более 400 научных статей в сборниках материалов конференций различного уровня.
Под руководством преподавателей кафедры в разные годы защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:
Кандидат педагогических наук, профессор Барановский Виктор Александрович | |
1. | Стромов Александр Петрович «Использование специальных тренажеров для совершенствования скоростно-силовой подготовки велосипедистов на этапе начальной спортивной специализации», 1996 |
2. | Гиряев Владимир Иванович «Подготовка конькобежцев группы спортивного совершенствования первых двух лет обучения к длинным дистанциям на основе темповой тренировки», 1988 |
3. | Смирнова Полина Васильевна «Экспериментальное обоснование методики многоборной подготовки женщин-конькобежек в период "ледовой" тренировки», 1977 |
Доктор педагогических наук, профессор Сулейманов Игорь Идрисович | |
1. | Филатова Н.П. «Отбор квалифицированных хоккеистов на основе их психологических особенностей», 1995 |
2. | Осадчук О.Л. «Методика психомышечной тренировки в физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста», 1998 |
3. | Пенькова И.В. «Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста», 1997 |
4. | Рютина Л.Н. «Методика профилактики нарушений и укрепления свода стоп у детей школьного возраста» , 1997 |
5. | Хромин Е.В. «Учебно-тренировочная специализация физкультурного образования старших школьников», 1998 |
6. | Хромин В.Г. «Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования школьников», 2000 |
7. | Шалгинова В.И. «Профилактика нарушений зрения у младших школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности», 2000 |
8. | Короткова Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования школьников», 2000 |
9. | Гребенникова Н.Б. «Формирование культуры здорового образа жизни педагогов общеобразовательного учреждения», 2003 |
Доктор педагогических наук, профессор Сулейманов Игорь Идрисович, доктор педагогических наук, профессор Барбашов Сергей Викторович | |
1. | Чучалина А.И. Формирование профессиональной речи у студентов отделения физической культуры педагогического колледжа (2001). |
2. | Бакурова Т.П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности (2001). |
Доктор педагогических наук, профессор Барбашов Сергей Викторович | |
1. | Хайбулина Д.Р. «Содержание учебной деятельности оздоровительной направленности в процессе физкультурного образования детей младшего школьного возраста», 2004 |
2. | Славнова М.Ю. «Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию», 2009 |
3. | Гирьятович Е.Г. «Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет на этапе начальной специализации», 2007 |
Кандидат педагогических наук, профессор В.В. Брысин | |
1. | Горбунов Ю.Е. «Применение гидромассажа как средства восстановления умственной работоспособности студентов во время учебного процесса», 1999 |
2. | Байков Е.П. «Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта» |
3. | Загайнов С.А. «Средства физической культуры в профилактике неблагоприятных влияний при работе на компьютере», 2006 |
Доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Симаков | |
1. | Литвин Д.В. «Становление и развитие велосипедного спорта в Сибири (на примере Омской области», 2002. |
Кандидат педагогических наук, профессор А.С. Гречко | |
1. | Симон Н.В. Формирование мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности у школьников младших классов (2000). |
2. | Мудриевская Е.В. Оздоровительная гимнастика хатха-йога в практике физического воспитания студенток 17-18 лет (2009). |
Доктор педагогических наук, профессор Бабушкин Геннадий Дмитриевич | |
1. | Захарова О.В. «Профессиональная ориентация школьников старших классов» 1987 |
2. | Драндров Г.Л. «Развитие скоростных способностей юных футболистов», 1988 |
3. | Двоеглазов А.Н. «Формирование профессионально-педагогических умений у студентов физкультурных вузов», 1991 |
4. | Смоленцева В.Н. «Развитие качества самообладания у юных боксеров», 1997 |
5. | Ратушина Е.В. «Формирование акробатических составов на основе психологической совместимости (1998). |
6. | Бобровский В.А. «Воспитание патриотизма у юных самбистов», 1998 |
7. | Медведева Л.Е. «Формирование профессиональных умений у студентов физкультурного вуза – будущих специалистов-реабилитологов», 1999 |
8. | Канунников С.Н. «Формирование профессионально-педагогической направленности у школьников старших классов к физкультурно-спортивной деятельности», 2001 |
9. | Краснова М.А. «Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности», 2002 |
10. | Шумилин А.П. «Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов», 2003 |
11. | Кайгородов С.Е. «Активизация занятий физической культурой учащихся 5-9 классов, занимающихся искусством посредством народных игр и национальных видов спорта» , 2004 |
12. | Рапопорт О.А. «Интеграция физической и психологической подготовки борцов-самбистов на этапе начальной специализации», 2005 |
13. | Каргаполов В.Е. «Формирование профессиональных умений у студентов педагогического колледжа», 2005 |
14. | Девяткина Е.Ю. «Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков», 2005 |
15. | Канатов А.Н. «Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации», 2005 |
16. | Красникова О.С. «Организация взаимодействия юных баскетболистов на основе обучения технико-тактическим действиям», 2006 |
17. | Яковых Ю.В. Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации (2008). |
18. | Ражина Н.Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов физкультурного вуза на основе ассертивной модели поведения (2008). |
19. | Диких К.В. Формирование специальных знаний и умений у юных конькобежцев с целью реализации подготовленности на соревнования (2012). |
20. | Кульмаметьева Э.С. Активизация физического самовоспитания школьников 11-13 лет в процессе занятий физической культурой (2013). |
Кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Ниясова | |
1. | Мельникова Ю.А. «Программно-нормативное обеспечение учебного процесса по плаванию с использованием технологии дифференцированного обучения для учащихся среднего школьного возраста», 1999 |
Кандидат педагогических наук, доцент Рекутина Н.В. | |
1. | Валитова Н.Р. «Формирование профессионального тезауруса у студентов физкультурного вуза», 2012 |
Кандидат педагогических наук, профессор Н.П. Филатова | |
1. | Заборская Т.Е. Совершенствование процесса формирования представлений о двигательных действиях у мальчиков 11-12 лет групп начальной спортивной подготовки (2004). |
2. | Старчеков М.М. Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации в процессе физического воспитания студентов (2005). |
3. | Салтымакова Л.П. Нетрадиционные средства в развитии статического и динамического равновесия у дошкольников с общим недоразвитием речи (2006). |
4. | Полянчиков Д.В. Методика формирования игрового внимания у юных хоккеистов 11-12 лет (2006). |
5. | Арбузин И.А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12-13 лет (2007). |
6. | Башта Л.Ю. Развитие физических способностей дошкольников в условиях детского дома (2007). |
7. | Минникаева Н.В. Игровая деятельность в двигательном режиме дня старших дошкольников как средство формирования физической культуры личности (2009). |
8. | Асеева А.Ю. Соотношение нагрузок, направленных на совершенствование специальной выносливости в подготовительном периоде тренировки квалифицированных гандболистов (2013). |
9. | Шалаев О.С. Микроструктура тренировочного процесса мужских гандбольных команд в соревновательном периоде (2014). |
10. | Лада С.С. Воспитание нравственных качеств студентов в образовательном процессе училища олимпийского резерва (2016). |
На кафедре ведется подготовка аспирантов и докторантов по специальности по научной специальности 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка» и 5.8.5 «Теория и методика спорта».
Обучающиеся кафедры защищают честь факультета и вуза на конкурсах профессионального мастерства студентов. Студенты и аспиранты кафедры принимают участие в ежегодной Олимпийской научной сессии студентов и молодых ученых России. Аспирантка кафедры Ирина Калинина была неоднократным лауреатом Олимпийской сессии; Артур Булычев является золотым призером XXII сессии; Шевцова Александра - бронзовым призером. Людмила Лукьянченко призером XXXVI Олимпийской научной сессии. Магистранты и студенты: Виктория Машкина, Ольга Созонтова, Екатерина Блохина, Евгений Савченко – становились лауреатами Всероссийской Олимпийской научной сессии. Терехин Алексей принимал участие в работе международной Олимпийской сессии на Родине Олимпийских игр – Олимпии (Греция).
Преподаватели кафедры успешно выступают с результатами научно-исследовательской работы на научных конференциях, форумах различного уровня.