Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

   12 2              vk new    obyasnyaem youtube new     Версия для слабовидящих         knopka osnovnaya 111                    10 1
30.04.2025

Калугина Марина Григорьевна

ДОЛЖНОСТЬ  Старший преподаватель Kalugina 2025
УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ -
УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ -
НАГРАДЫ

- Благодарственное письмо директора департамента по делим молодежи, физической культуры и спорта К.В. Мельникова (2020).

- Почетной грамотой ректора ФГБОУ ВО СибГУФК В.И. Михалёва (2010)

ОБЩИЙ СТАЖ РАБОТЫ 24 года СТАЖ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10 лет

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ)

НАИМЕНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И (ИЛИ)СПЕЦИАЛЬНОСТИ

1)Высшее образование - бакалавриат

Бакалавр физической культуры

2)Высшее образование - магистратура

Магистр педагогики

СВЕДЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ И (ИЛИ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

1)Профессиональная переподготовка «Теория и методика физической культуры и спортивной тренировки» 872 ч.  с 03.10.2016 по 03.10.2016.

2)Профессиональная переподготовка «Менеджмент организации», 250 ч. с 16.10.2017 по 08.12.2017

3)Повышение квалификации по программе «Современные аспекты теории и методики спортивной тренировки» с 10.10.2022 по 17.10.2022, 72 часа

4) Повышение квалификации по программе «Комплексное сопровождение образовательного процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», 36 ч., с 19.12.2022 по 23.12.2022

5) Повышение квалификации по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде вуза: автоматизации планирования и управления учебным процессом», 16 ч., с 17.03.2023 по 31.03.2023 

6) Повышение квалификации по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности», 16 ч., с 13.12.2023 по 19.02.2024

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕПОДАВАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Теория и методика физической культуры
Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности
Учебная практика/Организационная практика
Прикладная физическая культура
Выпускная работа-Руководство
Производственная практика/Преддипломная практика
Выпускная работа-Руководство
Теория и методика избранного вида спорта
Теория и методика физической культуры
Теория и методика физической культуры
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) - Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
49.03.01 Физическая культура - Спортивный менеджмент
49.03.01 Физическая культура - Спортивный менеджмент
49.03.01 Физическая культура - Физкультурное образование
49.03.01 Физическая культура - Физкультурное образование
49.03.01 Физическая культура - Физкультурное образование
49.03.01 Физическая культура - Физкультурно-спортивное образование
49.03.01 Физическая культура - Физкультурно-спортивное образование
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) - Физическая реабилитация
49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм - Туристско-рекреационная деятельность
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ    

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История кафедры берёт начало с открытия в 1950 году Омского государственного института физической культуры. На кафедре теоретических дисциплин преподавались «Теория и методика физического воспитания», «История и организация физической культуры», «Педагогика» и «Психология», «Иностранный язык».

Первым заведующим кафедрой теоретических дисциплин была выпускница Московского областного института физической культуры Тамара Александровна Кашпуроваistor sprav.

Первый выпуск специалистов по физической культуре и спорту был осуществлён в 1990 году. За 30-летнюю историю кафедры было подготовлено более 1500 специалистов, спортивных журналистов, бакалавров, магистрантов, преподавателей-исследователей по физической культуре и спорту.

В разные годы на кафедре обучались и обучаются по настоящее время 4 мастера спорта международного класса, 1 заслуженный мастер спорта и более 100 мастеров спорта России и Казахстана:

Тё Ольга – тяжелая атлетика.

Паневина Яна – баскетбол.

Ильина Нататья, Горбок Сергей, Каюиов Рашит – гандбол.

Воробьёв Алексей, Салиндер (Смирнова) Дарья – бокс. 

Кондратьев Игорь – легкая атлетика.

Ильясов Какен, Опенлендер Эдуард – гиревой спорт.

Хасикян Анаит, Сафронова Ксения – спортивная аэробика.

Тусупов Данияр, Афанасьева Анастасия – прыжки на батуте.

Выпускники кафедры работают педагогами дополнительного образования по физической культуре и спорту, тренерами-преподавателями, учителями физической культуры, инструкторами по физической культуре в организациях дошкольного образования, на промышленных предприятиях, инструкторами по фитнесу, а также специалистами по физической культуре и спорту муниципальных образований, начальниками по физической подготовке в вооруженных силах, спортивными журналистами. Многие из них стали успешными руководителями и управленцами как в сфере физической культуры и спорта, так и в других сферах.

Большинство преподавателей кафедры защитили диссертации и имеют ученые степени и ученые звания.

Студенты, магистранты и аспиранты кафедры успешно выступают на спортивных соревнованиях, студенческих научных конференциях международного и всероссийского уровня.

istor spravka

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ

obshee foto 2020

Казызаева Александра Сергеевна заведующий кафедрой, доцент, кандидат педагогических наук
Мухина Маргарита Петровна доцент, кандидат педагогических наук
Рекутина Наталья Викторовна доцент, кандидат педагогических наук
Тё Светлана Эдуардовна доцент
Башта Людмила Юрьевна доцент, кандидат педагогических наук
Калугина Марина Григорьевна старший преподаватель 
Айтанова Ширвани Халеддиновна старший преподаватель
Зверев Сергей Леонидович старший преподаватель
Сайбель Марина Николаевна старший преподаватель, доцент, кандидат педагогических наук
Лагутина Марина Дмитриевна доцент, кандидат исторических наук
Бабушкин Геннадий Дмитриевич профессор, доктор педагогических наук
Барбие Ирина Андреевна старший преподаватель (внешний совместитель)
Жгир Борис Андреевич доцент (внешний совместитель)
Козлов Олег Николаевич доцент (внешний совместитель)
Мартынова Екатерина Сергеевна преподаватель (внешний совместитель)
Павлова Ирина Владимировна доцент, кандидат педагогических наук (внешний совместитель)
Пальчиковская Полина Дмитриевна преподаватель (внешний совместитель)
Терехова Арина Владимировна преподаватель (внешний совместитель)
Филатова Нина Петровна доцент, кандидат педагогических наук (внешний совместитель)
Шерстюк Александр Алексеевич доцент, кандидат педагогических наук (внутренний совместитель)

УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ

Саблина Оксана Сергеевна – выпускница ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»  «Русский язык и литература» (квалификация – учитель русского языка и литературы) (2006). 

Работает в СибГУФК с 2022 г. в должности делопроизводителя кафедры теории и методики физической культуры и спорта. Общий трудовой стаж более 10 лет.

Адрес: 644070. г. Омск, ул. Масленникова, 148, каб. 207.

Телефон: 8(3812) 36-43-75, доб. 5035. 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Профессорско-преподавательским составом кафедры разработаны рабочие учебные планы и пакеты документов согласно стандарту ФГОС ВО:

по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль подготовки «Физкультурно-спортивное образование» (Мухина М.П.);

по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт», профиль «Научно-методическое сопровождение спорта» (Бабушкин Г.Д.);

по научной специальности 5.8.5 «Теория и методика спорта» (Рекутина Н.В.).

В учебном процессе широко применяются технические средства обучения. Прежде всего, видео- и DVD-фильмы, используемые на дисциплинах «История физической культуры и спорта», «Теория и методика физической культуры», «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности», «Технологии в физкультурном образовании», «Олимпийское движение и профессиональный спорт», и. др.

Для обеспечения учебного процесса по дисциплинам кафедры преподавателями подготовлено более 70 учебных пособий.

Преподавателями кафедры осуществляется методическая поддержка инструкторов физической культуры образовательных организаций, учителей физической культуры общеобразовательных организаций, преподавателей физического воспитания и организаций среднего профессионального образования города Омска.

За период деятельности кафедры теории и методики физической культуры и спорта (с 2015 г.) преподавателями опубликованы 10 монографий, более 120 научных статей в журналах, рецензируемых ВАК, и более 400 научных статей в сборниках материалов конференций различного уровня.

Под руководством преподавателей кафедры в разные годы защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:

Кандидат педагогических наук, профессор Барановский Виктор Александрович
1. Стромов Александр Петрович «Использование специальных тренажеров для совершенствования скоростно-силовой подготовки велосипедистов на этапе начальной спортивной специализации», 1996
2. Гиряев Владимир Иванович «Подготовка конькобежцев группы спортивного совершенствования первых двух лет обучения к длинным дистанциям на основе темповой тренировки», 1988
3. Смирнова Полина Васильевна «Экспериментальное обоснование методики многоборной подготовки женщин-конькобежек в период "ледовой" тренировки», 1977
Доктор педагогических наук, профессор Сулейманов Игорь Идрисович
1. Филатова Н.П. «Отбор квалифицированных хоккеистов на основе их психологических особенностей», 1995
2. Осадчук О.Л. «Методика психомышечной тренировки в физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста», 1998
3. Пенькова И.В. «Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста», 1997
4. Рютина Л.Н. «Методика профилактики нарушений и укрепления свода стоп у детей школьного возраста» , 1997
5. Хромин Е.В. «Учебно-тренировочная специализация физкультурного образования старших школьников», 1998
6. Хромин В.Г. «Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования школьников», 2000
7. Шалгинова В.И. «Профилактика нарушений зрения у младших школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности», 2000
8. Короткова Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования школьников», 2000
9. Гребенникова Н.Б. «Формирование культуры здорового образа жизни педагогов общеобразовательного учреждения», 2003
Доктор педагогических наук, профессор Сулейманов Игорь Идрисович, доктор педагогических наук, профессор Барбашов Сергей Викторович
1. Чучалина А.И. Формирование профессиональной речи у студентов отделения физической культуры педагогического колледжа (2001).
2. Бакурова Т.П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности (2001).
Доктор педагогических наук, профессор Барбашов Сергей Викторович
1. Хайбулина Д.Р. «Содержание учебной деятельности оздоровительной направленности в процессе физкультурного образования детей младшего школьного возраста», 2004
2. Славнова М.Ю. «Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию», 2009
3. Гирьятович Е.Г. «Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет на этапе начальной специализации», 2007
Кандидат педагогических наук, профессор В.В. Брысин
1. Горбунов Ю.Е. «Применение гидромассажа как средства восстановления умственной работоспособности студентов во время учебного процесса», 1999
2. Байков Е.П. «Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта»
3. Загайнов С.А. «Средства физической культуры в профилактике неблагоприятных влияний при работе на компьютере», 2006
Доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Симаков
1. Литвин Д.В. «Становление и развитие велосипедного спорта в Сибири (на примере Омской области», 2002.
Кандидат педагогических наук, профессор А.С. Гречко
1. Симон Н.В. Формирование мотивации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности у школьников младших классов (2000).
2. Мудриевская Е.В. Оздоровительная гимнастика хатха-йога в практике физического воспитания студенток 17-18 лет (2009).
Доктор педагогических наук, профессор Бабушкин Геннадий Дмитриевич
1. Захарова О.В. «Профессиональная ориентация школьников старших классов» 1987
2. Драндров Г.Л. «Развитие скоростных способностей юных футболистов», 1988
3. Двоеглазов А.Н. «Формирование профессионально-педагогических умений у студентов физкультурных вузов», 1991
4. Смоленцева В.Н. «Развитие качества самообладания у юных боксеров», 1997
5. Ратушина Е.В. «Формирование акробатических составов на основе психологической совместимости (1998).
6. Бобровский В.А. «Воспитание патриотизма у юных самбистов», 1998
7. Медведева Л.Е. «Формирование профессиональных умений у студентов физкультурного вуза – будущих специалистов-реабилитологов», 1999
8. Канунников С.Н. «Формирование профессионально-педагогической направленности у школьников старших классов к физкультурно-спортивной деятельности», 2001
9. Краснова М.А. «Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности», 2002
10. Шумилин А.П. «Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов», 2003
11. Кайгородов С.Е. «Активизация  занятий физической культурой учащихся 5-9 классов, занимающихся искусством посредством народных игр и национальных видов спорта» , 2004
12. Рапопорт О.А. «Интеграция физической и психологической подготовки борцов-самбистов на этапе начальной специализации», 2005
13. Каргаполов В.Е. «Формирование профессиональных умений у студентов педагогического колледжа», 2005
14. Девяткина Е.Ю. «Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом  психологической совместимости и срабатываемости игроков», 2005
15. Канатов А.Н. «Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации», 2005
16. Красникова О.С. «Организация взаимодействия юных баскетболистов на основе обучения технико-тактическим действиям», 2006
17. Яковых Ю.В. Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации (2008).
18. Ражина Н.Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов физкультурного вуза на основе ассертивной модели поведения (2008).
19. Диких К.В. Формирование специальных знаний и умений у юных конькобежцев с целью реализации подготовленности на соревнования (2012).
20.  Кульмаметьева Э.С. Активизация физического самовоспитания школьников 11-13 лет в процессе занятий физической культурой (2013).
Кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Ниясова
1. Мельникова Ю.А. «Программно-нормативное обеспечение учебного процесса по плаванию с использованием технологии дифференцированного обучения для учащихся среднего школьного возраста», 1999
Кандидат педагогических наук, доцент Рекутина Н.В.
1. Валитова Н.Р. «Формирование профессионального тезауруса у студентов физкультурного вуза», 2012
Кандидат педагогических наук, профессор Н.П. Филатова
1. Заборская Т.Е. Совершенствование процесса формирования представлений о двигательных действиях у мальчиков 11-12 лет групп начальной спортивной подготовки (2004).
2. Старчеков М.М. Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации в процессе физического воспитания студентов (2005).
3. Салтымакова Л.П. Нетрадиционные средства в развитии статического и динамического равновесия у дошкольников с общим недоразвитием речи (2006).
4. Полянчиков Д.В. Методика формирования игрового внимания у юных хоккеистов 11-12 лет (2006).
5. Арбузин И.А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12-13 лет (2007).
6. Башта Л.Ю. Развитие физических способностей дошкольников в условиях детского дома (2007).
7. Минникаева Н.В. Игровая деятельность в двигательном режиме дня старших дошкольников как средство формирования физической культуры личности (2009).
8. Асеева А.Ю. Соотношение нагрузок, направленных на совершенствование специальной выносливости в подготовительном периоде тренировки квалифицированных гандболистов (2013).
9. Шалаев О.С. Микроструктура тренировочного процесса мужских гандбольных команд в соревновательном периоде (2014).
10. Лада С.С. Воспитание нравственных качеств студентов в образовательном процессе училища олимпийского резерва (2016).

На кафедре ведется подготовка аспирантов и докторантов по специальности по научной специальности 5.8.4 «Физическая культура и профессиональная физическая подготовка»  и 5.8.5 «Теория и методика спорта».

Обучающиеся кафедры защищают честь факультета и вуза на конкурсах профессионального мастерства студентов. Студенты и аспиранты кафедры принимают участие в ежегодной Олимпийской научной сессии студентов и молодых ученых России. Аспирантка кафедры Ирина Калинина была неоднократным лауреатом Олимпийской сессии; Артур Булычев является золотым призером XXII сессии; Шевцова Александра - бронзовым призером. Людмила Лукьянченко призером XXXVI Олимпийской научной сессии. Магистранты и студенты: Виктория Машкина, Ольга Созонтова, Екатерина Блохина, Евгений Савченко – становились лауреатами Всероссийской Олимпийской научной сессии. Терехин Алексей принимал участие в работе международной Олимпийской сессии на Родине Олимпийских игр – Олимпии (Греция).

Преподаватели кафедры успешно выступают с результатами научно-исследовательской работы на научных конференциях, форумах различного уровня.

221-big ms 908645425 article gerb omsk