ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
Таламова Ирина Геннадьевна | заведующий кафедрой, доцент, кандидат биологических наук |
Гриднева Виталина Викторовна | старший преподаватель |
Малышева Марина Владимировна | доцент |
Мельникова Юлия Александровна | доцент, кандидат педагогических наук |
Здоровцева Надежда Александровна | старший преподаватель, кандидат биологических наук |
Потешкин Артём Валерьевич | доцент, кандидат педагогических наук |
Стоцкая Елена Сергеевна | доцент, кандидат биологических наук |
Медведева Людмила Ефимовна | доцент, кандидат педагогических наук |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Кафедра реализует основную образовательную программу по направлению 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», профиль «Физическая реабилитация».
С 2012 года на кафедре открыта магистратура по направлению 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» профиль – «Физическая реабилитация», с 2016 по 2019 гг. - профиль «Адаптивный спорт», с 2019 года – профиль «Спортивная подготовка для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов». С 2022 года открыт новый профиль магистратуры – «Физическая реабилитация и спортивная подготовка лиц с отклонениями в состоянии здоровья».
Выпускники по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» имеют право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп и осуществлять реабилитационный и профилактический виды профессиональной деятельности.
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 541–Н от 23.07.2010 г. в реестр медицинских специальностей введена должность инструктора-методиста по лечебной физической культуре специалиста с высшим физкультурным образованием, что позволяет выпускникам кафедры работать как в системе образования, так и в системе здравоохранения. Это значительно повысило рейтинг получаемого образования и востребованность выпускающихся специалистов.
Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования;
02 Здравоохранение (в сфере реабилитации в организациях здравоохранения);
03 Социальное обслуживание (в сфере реабилитации в организациях и учреждениях социального обслуживания населения);
05 Физическая культура и спорт (в сфере адаптивного физического воспитания, в сфере физической культуры и массового спорта, адаптивного спорта).
Примерные должности: старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре, инструктор-методист по виду спорта (спортивной дисциплине) адаптивного спорта, старший инструктор-методист по виду спорта (спортивной дисциплине) адаптивного спорта.
По всем дисциплинам, реализуемым на кафедре, разработаны учебно-методические комплексы, которые в полном объеме представлены на образовательном портале СибГУФК.
Преподавателями кафедры подготовлены и изданы учебно-методические пособия по вопросам адаптивной физической культуры, адаптивного спорта и реабилитации:
1. Медведева Л.Е. Организация и методика проведения занятий в специальных медицинских группах: учеб.пособие /Л.Е.Медведева. – Омск: СибГУФК, 2006. – 116с.
2. Налобина А.Н. Лечебная физическая культура и массаж в детской неврологии: учеб.пособие / А.Н. Налобина, А.В. Полуструев, Л.Г. Сорокина; СибГУФК. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – 156 с.
3. Федорова Т.Н. Комплексная реабилитация больных и инвалидов: учебное пособие / Т.Н. Федорова, А.Н. Налобина, Н.Н. Лазарева.- Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. - 170 с. Рекомендовано федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ВПО по направлению 034400.62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
4. Налобина А.Н. Технологии формирования комплексов лечебной гимнастики у детей первого года жизни: методическое пособие / А.Н.Налобина, Е.С. Стоцкая, Е.А. Потрохова. – Омск, 2013. -108с.
5. Основы физической реабилитации: курс лекций / И.Г. Таламова, Н.Н. Сетяева, Н.А. Китайкина. - Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – Ч.1. – 91 с.
6. Основы физической реабилитации: курс лекций / И.Г. Таламова, Н.Н. Сетяева, Н.А. Китайкина. - Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – Ч.2. – 101 с.
7. Основы массажа. Спортивный массаж:учеб.пособие для студентов вузов по направлению 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» / А.Н.Налобина, И.Г.Таламова, Л.Е.Медведева; Сибирский гос.ун-т физ.культуры и спорта. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 140с.
8. Основы массажа. Спортивный массаж [Электронный ресурс]:учеб.пособие для студентов вузов по направлению 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / А.Н.Налобина, И.Г.Таламова, Л.Е.Медведева; Сибирский гос.ун-т физ.культуры и спорта. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM). - Электрон.копияпечат. версии.
9. Физическая реабилитация в акушерстве и гинекологии / Т.Н.Федорова, А.Н.Налобина, Н.Н.Лазарева, Л.Б.Кичигина. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2014. – 288с.
10. Физическая реабилитация в детской неврологии: учеб.пособие / А.Н. Налобина, Е.С. Стоцкая; Сибирский гос.ун-т физ.культуры и спорта. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. – 212с.
11. Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного/инвалида: учеб.пособие /Т.Н.Федорова, А.Н.Налобина; Сибирский гос.ун-т физ.культуры и спорта. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2017. – 220с.
12. Основы физической реабилитации: учебник по направлению подгот.49.03.02 Физ.культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата)/ А.Н.Налобина, Т.Н.Федорова, И.Г.Таламова, Н.М.Курч; под ред. А.Н.Налобиной; Сибирский гос.ун-т физ.культуры и спорта. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2017. – 328с.
13. Основы физической реабилитации: учебник / А.Н.Налобина, Т.Н.Федорова, И.Г.Таламова, Н.М.Курч; под ред. А.Н.Налобиной; Сибирский гос.ун-т физ.культуры и спорта. – Саратов: Ай Пи ЭР Медиа, 2018. – 334с. – (Университет.учеб.)
14.Курч Н.М. Физические средства восстановления в спорте: учеб.пособие / Н.М. Курч, И.Г. Таламова, Т.Н. Федорова; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2019. - 132 с.
15. Налобина А.Н. Физическая реабилитация в детской неврологии [Электронный ресурс]: учеб.пособие / А.Н. Налобина, Е.С. Стоцкая. - Электрон.тестовые дан. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/
16. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб.пособие: в 2 ч. Ч. 1: Частные методики адаптивной физической культуры у детей с нарушением слуха, речи, умственной отсталостью, общими расстройствами психологического развития / сост. Е.С. Стоцкая; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2019. - 206 с.
17. Медведева Л.Е. организация и методика проведения занятий в специальной медицинской группе / Л.Е. Медведева, Ю.А. Мироненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2020. – 144 с.
18. Мельникова Ю.А. технология планирования образовательного и тренировочного процесса по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования / Ю.А. Мельникова, К.В. Мельников. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2020. – 160 с.
19. Мельникова Ю.А. Физическая культура и спорт в вузе: инклюзивный подход: учебно-методическое пособие / Ю.А. Мельникова, И.Г. Таламова, Е.С. Стоцкая. – Омск: СибГУФК, 2021. – 92 с.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Современные научные школы кафедры:
- Технологии, средства и методы физического развития и реабилитации подрастающего поколения;
- Инновационные технологии восстановления в спорте;
- Технологии спортивной подготовки лиц с ограничениями в состоянии здоровья.
На сегодняшний день защитили диссертации:
ФИО автора | Название диссертации | Год защиты | |
1 | Медведева Л.Е. | Формирование профессиональных умений у студентов физкультурного вуза – будущих специалистов реабилитологов. | 1999 |
2 | Курч Н.М. | Морфофункциональные особенности развития поджелудочной железы у крыс, алкоголизированных в пренатальном периоде. | 2004 |
3 | Федорова Т.Н. | Гигиенические и клинические аспекты оптимизации медицинской помощи при хроническом обструктивном бронхите профессиональной и непрофессиональной этиологии. | 2006 |
4 | Таламова И.Г. | Электроэнцефалографическая, хронобиологическая и психофизиологическая характеристика студентов физкультурного ВУЗа после курса нейробиоуправления. | 2007 |
5 | Стоцкая Е.С. | Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма в процессе формирования двигательной системы у детей грудного возраста. | 2012 |
6 | Налобина А.Н. | Физическая реабилитация детей первого года жизни с перинатальным повреждением центральной нервной системы | 2013 |
7 | Потешкин А.В. | Развитие координационных способностей у учащихся 10-11 лет с церебральным параличом на внеурочных занятиях по адаптивному физическому воспитанию | 2022 |
Ежегодно кафедра организует и проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Актуальные проблемы АФК и спорта». Целью проведения конференции является более широкое привлечение представителей науки и практики к поиску эффективных решений в области проблем адаптивной физической культуры и спорта, установление научных связей между учеными, обмен научными и практическими достижениями, обсуждение возможностей внедрения результатов исследований в реальную практику.
В декабре 2021 г. был проведен Международный круглый стол «Инклюзия и интеграция в системе физкультурного образования», в котором приняли участие более 100 специалистов из России и стран ближнего зарубежья.
В конференции принимают участие специалисты в области адаптивной физической культуры и спорта: тренеры, инструкторы по адаптивной физической культуре, по лечебной физической культуре, преподаватели высшего и среднего профессионального образования, педагоги общеобразовательных школ и дошкольных адаптивных образовательных учреждений, научные работники, аспиранты и докторанты; представители органов государственной власти и местного самоуправления; представители общественных организаций и объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере физической культуры и спорта.
Ежегодно направлениями конференции являются:
- Актуальные проблемы подготовки и восстановления спортсменов в адаптивном спорте;
- Адаптивное физическое воспитание в образовательных учреждениях различных видов и уровней;
- Инновационные технологии в реабилитационном процессе.
По итогам конференции ежегодно публикуются сборники материалов конференции с внесение в систему цитирования РИНЦ.
Электронные сборники научных конференций по адаптивной физической культуре
(2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год)
СПОРТИВНАЯ РАБОТА
Выпускники кафедры теории и методики адаптивной физической культуры достойно защищают спортивную честь кафедры, университета, Омской области и страны. Так, с 2001 г. рекордсменкой и чемпионкой России по легкой атлетике является выпускница кафедры, мастер спорта международного класса Ирина Дежурова. В 2004 г. она была участником Паралимпийских игр в Афинах.
Среди студентов - мастер спорта международного класса, мастера спорта, чемпионы и призеры первенств и чемпионатов России для лиц с ограниченными возможностями: Пищук Д.О. (настольный теннис, член сурдлимпийской сборной РФ), Жарков Р.Н. (фехтование на колясках), Соколов А.А. (настольный теннис ПОДА), Бериева Л.М. (пауэрлифтинг ПОДА), Чумак А.Ю. (теннис, член сурдлимпийской сборной РФ).
В числе студентов кафедры - заслуженный мастер спорта по легкой атлетике Спорта для лиц с нарушением слуха (легкая атлетика) Филюшкина А.А. (член сурдлимпийской сборной РФ), мастер спорта по фехтованию Спорта для лиц с ПОДА Бейч К.Ю., мастер спорта по пулевой стрельбе Спорта для лиц с ПОДА, участница XVI Паралимпийских игр в 2021 году О.Г. Березовская, мастер спорта Спорта для лиц с ПОДА Е.В. Белозерова, мастер спорта по боксу, чемпионка России С.С. Меденова.
Команда кафедры принимала участие во Всероссийских и международных Универсиадах студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура» в Санкт-Петербурге, Москве, Смоленске, Уфе, Чайковском. На Всероссийских Универсиадах команда кафедры занимают призовые места в игре «Питербаскет» и в гонках на колясках. Также студенты кафедры успешно выступают в личном первенстве в беге за лидером и гонках на колясках.
На протяжении последних лет команда кафедры принимает активное участие в Фестивале по адаптивной физической культуре. В 2021 году в фестивале по АФК «Начни с себя» в г. Уфе заняла первое место в соревнованиях по волейболу сидя.
Регулярно проводятся первенства кафедры по видам спорта, входящим в программу Спартакиады обучающихся СибГУФК. С 2012 год по 2016 год команда кафедры ежегодно занимала призовые места.
Ежегодно силами профессорско-преподавательского состава кафедры и обучающихся проводится Фестиваль по адаптивной физической культуре, в рамках которого проводятся соревнования среди студентов по адаптивным видам спорта (бег с лидером, хоккейные тесты, волейбол сидя).
Преподаватели и студенты кафедры принимают активное участие в сдаче норм ВФСК ГТО. После сдачи нормативов золотые знаки получили преподаватели кафедры: Таламова И.Г., Медведева Л.Е., Гриднева В.В., Мельникова Ю.А.
Салько Сергей Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент.
Общий трудовой стаж составляет 30 лет, педагогический – 23 года.
Преподает следующие дисциплины: "Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности", "Лечебная физическая культура в хирургии и травматологии", "Физические средства восстановления в спорте", "Физическая реабилитация кардиологических больных", "Технология реабилитации при травмах и заболеваниях", "Преддипломная практика".
Прошел курсы повышения квалификации:
- 2018 г. - "Комплексное сопровождение образовательного процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" (36 часов)
- 2018 г. - "Оказание первой помощи" (16 часов)
- 2018 г. - "Использование информационно-коммуникационных технологий в электронно-образовательной сфере вуза" (16 часов)
- 2017 г. - "Психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя организации профессионального медицинского образования" (144 часа, БУДПО Омской области "Центр повышения квалификации работников здравоохранения")
- 2015 г. - "Медицинский массаж" (144 часа, колледж ГБОУ ВПО "Омский государственный медицинский университет")
- 2013 г. - "Инновационные подходы в организации учебного процесса по физической культуре со студентами, имеющими отклонение в состоянии здоровья" (72 часа, ГБОУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России)